Восхождение от абстрактного к конкретному




Важнейшим методом исследования действительности, свойственным любой науке, научному мышлению вообще, является методвосхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.

Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления.

Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования – процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами.

Анализ и синтез

Как в природе, так и в обществе, изучаемый предмет обладает совокупностью признаков, свойств, черт. Чтобы правильно понять данный предмет, необходимо расчленить его на простейшие составные элементы, подвергнуть каждый из элементов детальному изучению, выявить роль и значение каждого элемента внутри единого целого. Разложение предмета на отдельные элементы и исследование каждого из этих элементов как необходимой части целого называетсяанализом.

Однако процесс исследования не ограничивается только анализом. После того как познана природа каждого из составных элементов, выяснена их роль и значение внутри данного целого, нужно снова соединить эти элементы, в соответствии с их ролью и назначением, в единое целое. Объединение расчлененных и подвергнутых анализу элементов в единое внутренне связанное целое называетсясинтезом.

Индукция и дедукция

Индукция представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактах или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Этот способ является древним способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.



Индукция обычно непосредственно опирается нанаблюдение и эксперимент. Исходным материалом для нее служат факты, которые получаются в процессе эмпирического изучения действительности. Результатом индуктивного мышления являются обобщения, научные гипотезы, догадки о неизвестных ранее закономерностях и законах.

Конечной основой и критерием правильности обобщающих индуктивных выводов является практика.

Дедукция– заключение умозрительных следствий из посылок в соответствии с законами логики.

Дедуктивный метод – это инструмент познания реальной действительности, а не ее создания. Поэтому когда теоретик закладывает в основу своей теории условное предположение, он не может рассчитывать на то, что получит выводы, отражающие реальную действительность.

Различные методы исторического исследования

Выделяют следующие методы исторического исследования:
- логические,
- общенаучные,

- специальные,
- междисциплинарные.

Логические методы исторического исследования
На практике историкам приходится пользоваться специальными методами исследования, в основе которых находятся логические и общенаучные методы. К логическим методам относят анализ и синтез, аналогию и сравнения, моделирование и обобщение, индукция и дедукция, аналогия и сравнение.

Общенаучные методы исторического исследования
В данном случае вышеуказанные методы дополняются эмпирическими способами познания, то есть экспериментом, наблюдением и измерением, а также теоретическими способами исследования, таких как математические методы, переходы от абстрактного к конкретному и наоборот, и прочие.

Специальные методы исторического исследования
Одним из наиболее важных в этой области является сравнительно-исторический метод, который не только выделяет глубинные проблемы явлений, но и указывает на сходства и особенности в исторических процессах, указывает на тенденции тех или иных событий.

В свое время особое распространение получила теория К.Маркса и его историко-диалектический метод, в противовес к которому выступал цивилизационный метод.

Междисциплинарные методы исследования в истории
Как и любая другая наука, история взаимосвязана с другими дисциплинами, которые помогают познавать неизвестное для объяснения тех или иных исторических событий. Например, используя методики психоанализа, историки получили возможность трактовать поведение исторических личностей. Очень важным является взаимодействие между географией и историей, в результате которого появился картографический метод исследования. Лингвистика позволила узнать многое о ранней истории на основании синтеза подходов истории и языкознания. Также очень тесны связи между историей и социологией, математикой и т.д.

Общенаучные методы исторического исследования

К общенаучным методам относятся:

1. общие логические приемы (сравнение, обобщение, абстракция и др.);

2. методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);

3. методы теоретического исследования (идеализация (см., в частности, труды М. Вебера), формализация, мысленный эксперимент, математические методы, моделирование, методы восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и др.).

В познавательной деятельности все эти методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что позволяет обеспечивать объективность и истинность познавательного процесса.

Вопрос 6

Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников:

1. письменные;

2. вещественные;

3. этнографические;

4. устные;

5. лингвистические;

6. фотокинодокументы;

7. фонодокументы.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);

Б) изобразительно-графические;

В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

А) разговорная речь;

Б) памятники устного творчества (фольклор);

В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

6. Звуковые или аудиальные источники.

Это звуки в широком и узком смысле.

Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:

1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Вопрос 7. Виды ист.источников.

Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников:
1. письменные;
2. вещественные;
3. этнографические;

4. устные;
5. лингвистические;
6. фотокинодокументы;
7. фонокументы1.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
Б) изобразительно-графические;
В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:

А) разговорная речь;
Б) памятники устного творчества (фольклор);
В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие исочники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
6. Звуковые или аудиальные источники. Это звуки в широком и узком смысле.
Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:
1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Вопрос 8. Критика и интерпретация историческогоисточника.

Внешняя критика источника

Внешняя критика источника - это характеристика источника со стороны его происхождения, авторства, времени и места создания, структуры, языка и стиля.

Работы которые могут быть Вам интерессными tema-1-predmet-yuridicheskoj-psihologii.html

tema-1-predmet-zadachi-i-metodi-demografii.html

tema-1-predmet-zadachi-i-metodi-inzhenernoj-psihologii.html

tema-1-predmet-zadachi-i-metodi-psihologii-razvitiya-i-vozrastnoj-psihologii.html

tema1-predmet-zadachi-i-metodi-vozrastnoj-i-pedagogicheskoj-psihologii.html

tema-1-predmet-zadachi-i-metodi-vozrastnoj-psihologii.html

tema-1-predmet-zadachi-i-sistema-kursa-administrativnij-process.html

tema-1-predmet-zadachi-i-sistema-kursa-pravoohranitelnie-organi.html

tema-1-predmet-zadachi-i-sistema-sudebnoj-ballistiki.html

tema-1-predmet-zadachi-i-struktura-uchebnoj-disciplini.html

tema-1-predmet-zadach-i-teoreticheskie-osnovi-finansovogo-menedzhmentaf.html

tema-1-predmet-znachenie-i-yazik-logiki.html

tema-1-predmet-і-metod-statistiki.html

tema-1-predprinimatelskaya-deyatelnost-kak-obekt-nepravomernih-posyagatelstv.html

tema-1predprinimatelskoe-pravo-v-sisteme-prava-rossii.html

tema-1-predprinimatelstvo-i-predprinimatelskoe-pravo.html

tema-1-prenatalnoe-razvitie-i-novorozhdennost.html

tema-1-primenenie-paleografii-v-istoricheskih-issledovaniyah.html

tema-1-principi-grazhdanskogo-processualnogo-prava.html

tema-1-principi-i-organizaciya-proizvodstvennogo-i-plemennogo-ucheta.html

tema-1-priobretenie-vozniknovenie-i-prekrashenie-prava-sobstvennosti-2-chasa.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ