Вопрос – это мысль, содержащая указание на недостаточность информации о каком-то положении дел.




В языке вопросы выражаются с помощью вопросительных предложений. Каждый вопрос содержит какое-то неизвестное. По характеру неизвестного в вопросе все вопросы можно разделить на три типа.

Ли-вопросы (по-другому их называют общие, или уточняющие вопросы) задают в том случае, когда неизвестное касается утверждения некоторого положения дел. Два предложения «На Марсе есть жизнь» и «Есть ли жизнь на Марсе?» относятся к одному и тому же положению дел, но в первом случае оно утверждается, а во втором – вопрошается.

Какой вопросы (специальные, или восполняющие вопросы) уместны в тех ситуациях, когда неизвестное составляют те или иные компоненты положения дел. Кто, где, когда, сколько, кому и т.п. – все эти вопросительные слова указывают на то, какие именно параметры положения дел необходимо установить.

Почему-вопросы направлены на устранение неизвестного в предпосылках вопросов, они указывают на неопределенность в знании о связях между фактическими положениями дел. Ответ на такой вопрос представляет собой объяснение фактов.

Предпринятый анализ вопросов наглядно продемонстрировал, что. несмотря на существенные различия, все типы вопросов имеют обязательные общие черты, присущие только этим формам мысли. Все вместе эти отличия характеризуют логическую структуру вопроса.

Во-первых, в каждом вопросе присутствует оператор вопроса. Он выполняет функцию своеобразного маркера, индикатора, позволяющего понять, что речь идет именно о вопросе, а не о суждении. При произнесении роль этого оператора играет так называемая вопросительная интонация. Оператор вопроса обязательно включается в логическую структуру вопроса, потому что без него иногда трудно по одной грамматической форме предложения уяснить, выражает она вопрос или суждение. Например, без соответствующего оператора высказывательная форма «Ты читал это письмо» может быть проинтерпретирована и как содержащая утверждение, и как выражающая вопрос, и даже как выражение возмущения.

Во-вторых, каждый вопрос содержит высказывательную форму, указывающую на определенное положение дел. Мы используем термин «высказывательная форма» неслучайно. Указание на положение дел нельзя назвать высказыванием, поскольку в нем отсутствует момент утверждения. Кроме того, ряд параметров, описывающих положение дел, может быть заменен переменными.

В-третьих, в каждом вопросе явно или неявно присутствуют предпосылки. Рассмотрим еще один пример.

Пример. 3 Допустим, кто-то при вас спрашивает своего собеседника: «Понравился ли тебе последний роман Горенштейна?»

Даже если вы никогда раньше не слышали о Фридрихе Горенштейне, из этого вопроса уже становится ясно следующее.

D Горенштейн – это современный писатель, его перу принадлежат как минимум два романа, один из этих романов увидел свет сравнительно недавно. Также можно предположить, что оба собеседника в той или иной степени знакомы с творчеством этого писателя.

Четвертый структурный элемент вопроса – это вопросительное слово, указывающее не только на тип вопроса, но и в случае какой-вопросов, уточняющее, какой именно компонент положения дел нуждается в восполнении.

Кроме того, в структуру вопроса может включаться неизвестное. В случае какой-вопросов неизвестное относится к компонентам положения дел и отмечается при выделении логической структуры через переменную. В почему-вопросах неизвестное скрыто в предпосылках вопроса. В ли-вопросах неизвестное, относящееся к моменту утверждения, не затрагивает ни положения дел, ни предпосылок вопроса и поэтому в логической структуре никак не выделяется.

Таким образом, структура вопроса как определенной формы мысли обязательно содержит четыре компонента: оператор вопроса, сигнализирующий о том, что мы имеем дело именно с вопросом, высказывательную форму, указывающую на определенное положение дел, предпосылки, характеризующие исходное знание субъекта, и вопросительное слово, устанавливающее специфику вопрошания. Используя естественный (русский) язык, дополненный символами x, y, z и т.п. для обозначения переменных, мы всегда можем выявить логическую форму вопроса. Логическая форма ли-вопроса такова - ?-ли (А) /G, где А– высказыыаетльная форма, G– предпосылка вопроса (совокупность высказываний, характеризующих знание субъекта).

Пример 3*. Вопрос «Понравился ли тебе последний роман Горенштейна?» будет иметь следующую структуру –

?-ли (Тебе понравился последний роман Горенштейна)/D, где D - совокупность предложений, обозначенных этим же символом на предыдущей странице.

Логическая форма какой-вопроса имеет вид - ?-вопросительное слово (А(x))/G, где Аи G– те же, что и в предыдущем случае, а x – переменная, обозначающая неизвестное в составе высказывательной формы.

Пример 4. Вопрос «Когда родился А.С. Пушкин?» будет иметь следующую структуру –

?-когда (А.С. Пушкин родился вx) /G.

Логическая форма почему-вопроса это структура - ?-почему (А)/G(x), где Аи G– те же, что и в предыдущем случае, а x – переменная, обозначающая неизвестное в составе предпосылок вопроса.

Пример 5. Вопрос «Почему пять на два больше трех?» будет иметь следующую структуру –

?-почему (пять на два больше трех) /G(x).

В результате логическая форма позволяет определить тип вопроса и установить, какую информацию необходимо восполнить.

В зависимости от истинностного статуса предпосылок вопроса говорят о корректных и некорректных вопросах. Если предпосылки вопроса представляют собой истинные высказывания, то вопрос является корректным. На такой вопрос в принципе всегда имеется возможность дать истинный ответ. Все приведенные выше в качестве примеров вопросы были корректными.

Может случиться так, что те или иные высказывания, составляющие предпосылки вопроса, не являются истинными. Такой вопрос называется некорректным. При этом возможны две ситуации. По крайней мере, одна из предпосылок вопроса – ложное высказывание. На такой вопрос невозможно дать истинный ответ.

Пример 6.«В каком году Америго Веспуччи открыл Америку?»

Этот вопрос базируется на ложном утверждении о том, что Америка была открыта Веспуччи. Естественно, указать точную дату несуществующего события невозможно. Подобные вопросы называют нетривиально некорректными. Иногда нетривиально некорректные вопросы не являются следствием ошибки, а формулируются осознанно с определенной целью. Подобным вопросом Карлсон, который живет на крыше, пытался сбить с толку своих собеседников – «Перестал ли ты пить коньяк по утрам?». Конечно, если этот вопрос обращен к любителю с утра пропустить рюмку другую коньячку, тогда все в порядке. Но как на него ответить человек, который по утрам пьет исключительно кофе или чай? Такие хитрые, сбивающие с толку вопросы называют провокационными, подробнее мы рассмотрим их ниже.

Иногда предпосылка вопроса такова, что точно разобраться, является она истинным высказыванием или нет, просто не возможно. В этом случае истинностный статус предпосылки считается неопределенным, а сам вопрос относят к тривиально некорректным.

Пример 7. «Влияет ли трансцендентальное единство апперцепции на имманентно присущую всякому гомозиготному бактериофагу функцию рекурсивного определения лакуны?»

На такой вопрос не то что ответить, его даже просто понять невозможно. Иногда такие вопросы получаются в результате ошибки. Человек стремился блеснуть своими познаниями в высоких материях и перестарался – спросил о том, о чем у него нет даже приблизительных знаний. В другом случае тривиально некорректный вопрос может использоваться как провокационный, сбивающий с толку и демонстрирующий мнимые «пробелы» в знаниях отвечающего.

Итак, схематически представления о корректности вопросов можно выразить следующим образом.

Схема 1.

ВОПРОСЫ



Работы которые могут быть Вам интерессными syuzhetno-rolevaya-igra-noch-triffidov.html

syuzhetno-rolevaya-igra-puteshestvie-v-zoopark.html

syuzhetno-rolevaya-igra-semya.html

syuzhetno-rolevaya-igra-vibori-prezidenta.html

syuzhetno-rolevaya-igra-v-parikmaherskoj.html

syuzhetno-rolevaya-retrospektivnaya-igra-na-yarmarku-v-shampan-tema-evropa-xixiii-vv-razvitie-remesla.html

syuzhetno-rolevie-igri-detej-mladshej-gruppi-detskogo-sada.html

syuzhetno-rolevie-igri-detej-podgotovitelnoj-gruppi-detskogo-sada.html

syuzhetno-rolevie-igri-detej-srednej-gruppi-detskogo-sada.html

syuzhetno-rolevie-igri-detej-starshej-gruppi-detskogo-sada.html

syuzhetno-rolevie-igri.html

syuzhetno-rolevie-igri-ih-svoeobrazie-znachenie-usloviya-neobhodimie-dlya-razvitiya-ih-metodika-rukovodstva-v-raznih-vozrastnih-gruppah.html

syuzhetno-rolevie-igri-rukovodstvo-syuzh-rolevimi-igrami-detej-raznih-vozrastnih-grupp.html

syuzhetno-rolovі-іgri.html

syuzhetno-tematicheskaya-kartina.html

syuzhetno-tematicheskoe-risovanie.html

syuzhetno-vazhnij-kompozicionnij-centr-svkc.html

syuzhetnі-dzherela-ta-harakteristika-romanu-pro-trіstana-і-іzoldu.html

syuzhetov-zh-polti.html

syuzhet-sposob-organizacii-klassicheski-ponyatogo-proizvedeniya-modeliruemaya-v-kotorom-sobitijnost-vistraivaetsya-linejno.html

syuzhet-struktura-multfilma.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ