Вопрос. Этапы становления акмеологии как науки.




Среди акмеологов существует две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания.

Согласно первой точке зрения таких этапов было три:

•имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;

•эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах;

•рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации акмеологии.

Согласно второй точке зрения акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:

1) латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической проблематики;

2) номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеристиризовавший новую науку;

3) инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объективное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования;

4) институционный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.

4 вопрос. Методологические основы акмеологии.

Методология – это учение о научных принципах и методе познания.

Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединениях общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических принципов акмеологии.

Это в первую очередь следующие принципы:

•комплексности;

•системности;

•субъекта;

•детерминизма;

•социальной детерминации личности;

•принципы развития, гуманизма и др.

Остановимся на важнейших из них.

Принцип комплексности, или комплексный подход, нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Разработка комплексного подхода связана с именем Б.Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем.

Общими характеристиками комплексного подхода являются: направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и составляющих.

Комплексный подход в акмеологии нацелен на интеграцию разноуровнего знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Специфика комплексного подхода в акмеологии состоит также в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека.

Системный подход отличается от комплексного, хотя очень тесно связан с ним. Основная его идея заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного.

В акмеологии принцип системности позволяет раскрыть содержание прогрессивного развития личности и ее личностно-профессионального развития как акмеологической системы.

Принципы психологического детерминизма и развития предполагают определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, детерминант этого развития должны стать важной составляющей любого акмеологического исследования. Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям.

Первое состоит в том, что акмеология внутренние условия личности рассматривает как побудительные принципы и детерминанты развития.

Второе – движущей силой развития является сама личность.

Третье – процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия). При этом социальная детерминация все более переходит на индивидуальный уровень.

Принцип развития в акмеологии понимается, если так можно выразиться, однонаправленно – ориентация только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности. При этом само развитие должно осуществляться в планах как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. В силу отмечаемого многими гетерохронного характера развития в акмеологии речь не идет пока о гармоничном развитии, в то же время многие исследования подчеркивают необходимость стремления к этому.

Применение принципа развития в акмеологии предполагает:

•понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, высшему уровню;

•признание субъектного характера развития;

•осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом;

•индивидуальный характер развития;

•многоплановость развития в разных сферах;

•реализацию потенциала в процессе развития.

Характерной чертой понимания личностного развития в акмеологии является его связь с развитием культуры. Поэтому в акмеологии поставлена проблема культуры личности как результата развития и способа жизнедеятельности.

Следующий важный методологический принцип заключается в необходимости изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип применительно к главной задаче нынешнего этапа становления акмеологии предлагает изучение развития профессионализма в многообразии личностных проявлений.

Методологический принцип гуманизма также является одним из важнейших для акмеологии. Его применение в самом общем виде позволяет констатировать, что акмеологическое знание должно быть направлено, а первую очередь на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Задача акмеологии в соответствии с данным принципом состоит в том, чтобы развивать человека до уровня гуманистических требований общества или до уровня, который он определил для себя.



Работы которые могут быть Вам интерессными proverka-treh-teorij-predpochtitelnosti-dividendov.html

proverka-ubezhdenij-s-pomoshyu-povedencheskogo-eksperimenta.html

proverka-ucheta-vnutrennih-proizvodstvennih-processov-proverka-pravilnosti-ucheta-i-raspredeleniya-obsheproizvodstvennih-i-obshehozyajstvennih-rashodov.html

proverka-ugla-operezheniya-zazhiganiya.html

proverka-upravlyaemosti-sobaki.html

proverka-urovnya-elektrolita-v-akkumulyatore.html

proverka-urovnya-tormoznoj-zhidkosti.html

proverka-urovnya-zhidkosti-perednego-tormoza.html

proverka-urovnya-znanij-po-testam-ishodnogo-kontrolya.html

proverka-uslovij-dlya-polucheniya-horoshih-ocenok-mnk.html

proverka-uslovij-hraneniya-mc.html

proverka-usloviya-neprevisheniya-dopustimoj-massovoj-vlazhnosti-materiala.html

proverka-usloviya-obespecheniya-iznosostojkosti-cepi.html

proverka-usloviya-ravnovesiya-richaga.html

proverka-usloviya-zhestkosti-balki.html

proverka-ustanovki-kolyaski.html

proverka-ustanovki-raspredelitelnogo-vala.html

proverka-ustanovki-zazhiganiya.html

proverka-ustojchivosti-krana.html

proverka-ustojchivosti-napravl-na-proverku-ustojchivosti-proekta-dlya-konkretnogo-uchastnika.html

proverka-ustojchivosti-slabogo-osnovaniya-nasipi.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ