Учащихся по линии информации




и информационных процессов*

Учащиеся должны знать:

• определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;

• что такое информационные процессы;

• какие существуют носители информации;

• как определяется единица измерения информации — бит;

• что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

• в каких единицах измеряется скорость передачи информации;

• *связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (в приближении равной вероятности и в общем случае);

• * схему К. Шеннона процесса передачи информации по техническим каналам связи; смысл и назначение ее отдельных элементов.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

• приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

• приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;

• измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

• пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);

• рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи;

• *вычислять количество информации в сообщении о событии с известной вероятностью (в приближении равной вероятности и в общем случае).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе 7

1. В чем причина проблемы определения понятия «информация»? Какие возможны подходы к определению информации?

2. Как эволюционирует подход к линии информации и информационных процессов со сменой поколений школьных учебников?

3. Как объяснить ученикам разницу между декларативными и процедурными знаниями? Подберите серию примеров, иллюстрирующих эти понятия.

4. Объясните методический смысл введения понятия «информативность сообщения».



5. В чем состоит ограниченность содержательного подхода к определению и измерению информации? На каких примерах можно объяснить этот факт ученикам?

6. Как объяснить ученикам тот факт, что в информационной технике применяется алфавитный подход к измерению информации?

7. Пофантазируйте на тему: к каким последствиям привело бы принятие следующего определения единицы измерения информации: «Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 10 раз несет единицу информации, которая называется 1 дит».

8. В чем состоят методические проблемы раскрытия учащимся вероятностного подхода к понятию информации? Как их можно преодолеть?

9. Попробуйте на примере школьного урока проиллюстрировать следующие понятия: информационные процессы, носитель информации, хранилище информации, передача информации, шум и защита от шума, обработка информации.

10. Является ли полным перечисленный в подразделе 7.4 список вариантов обработки информации? Попробуйте опровергнуть или подтвердить факт полноты.

Лабораторный практикум

Тема «Информация и информационные процессы»

Основные вопросы:

1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.

2. Обязательный и вариативный уровень организации, а также усвоение учащимися учебного материала в образовательном процессе.

3. Роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач базового курса информатики, связанных с формированием системно-информационных представлений учащихся.

4. Роль рассматриваемой содержательной линии в решении задач развития общеинтеллектуальных и общеучебных умений и навыков.

5. Методические подходы к рассмотрению в образовательном процессе ключевых вопросов данной темы.

6. Дидактическая целесообразность использования программных средств обучения демонстрационного и обучающего характера, упражнений и вопросов-проблем при организации фронтальной работы с учащимися; учебных задач, тестового текущего и итогового контроля.

7. Поиск эффективных способов сочетания словесных, наглядных и практических (деятельностных) методов и средств обучения при организации учебных занятий.

Занятие 1

Тема «Формирование основных понятий раздела «Информация и информационные процессы» в базовом курсе информатики»

Задачи занятия:

1. Определить роль и место учебного раздела «Информация и информационные процессы» в базовом курсе информатики.

2. Рассмотреть цели и задачи изучения раздела в базовом курсе информатики.

3. Определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования.

4. Установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов.

5. Определить уровни формирования базовых понятий, их общеобразовательный и мировоззренческий аспекты изучения.

Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 4, 8, 13, 17, 18, 19, 22, 24].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям учебного раздела, разработать логико-структурную модель учебного материала.

2. Провести содержательный анализ раздела «Информация и информационные процессы» в учебниках и учебных пособиях.

План занятия

1. Анализ полного содержания фазовых понятий раздела.

2. Определение предельно общих фундаментальных понятий-категорий.

3. Построение логико-структурной модели учебного материала.

4. Построение тезауруса учебного материала раздела (отражение внутрипредметных и межпредметных иерархических связей в системе базовых понятий).

На основе анализа учебников и учебных пособий заполнение таблицы «Базовые понятия» (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Базовые понятия

Понятие (указать категорию), его определение Сущность понятия Примеры на внутрипредметные связи (раздел, понятие) Примеры на межпредметные связи (уч. предмет, раздел, понятие) Этап формирования Методы и средства обучения, приемы работы
Образовательный аспект Мировоззренческий аспект Ранее изученные Подлежащие усвое- нию Ранее изученные Подлежащие усвое- нию

Примечание. Табл. 7.1 и ряд таблиц (7.2 — 7.4), описанных в лабораторном практикуме текущей главы, являются инвариантными к лабораторным практикумам по всем разделам базового курса информатики.

Методические указания по заполнению таблицы 7.1 Этап формирования (столбец 8) может быть определен в соответствии с этапами, выделенными Дж. Брунером на основе процессов восприятия объектов и явлений, переработки информации: введение понятия; приведение примеров (положительных и отрицательных), к которым приложимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанное на существенных признаках.

В столбце 9 табл. 7.1 необходимо описать адекватные содержанию методы и средства обучения, приемы работы. Для решения задачи формирования понятий могут быть рассмотрены следующие методы обучения: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), рассказ, рассказ-описание, рассказ-беседа, беседа по вопросам, беседа с постановкой проблемных вопросов, объяснение, демонстрация и т.д. Соответственно, приемы работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания, решение познавательных задач и т.д. Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.

Занятие 2

Тема «Планирование учебного процесса»

Задачи занятия: сформировать навыки поисково-исследовательской и аналитической деятельности студентов, связанные с разработкой тематического и поурочного планирования.

Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 8, 14, 15, 23, 25].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить учебные программы, учебно-методическую литературу.

2. Проанализировать две-три частнопредметные (авторские) методики обучения базовому курсу информатики в рамках рассматриваемого раздела. Представить результаты анализа в табл. 7.2 и подготовить на их основе краткое сообщение.

Таблица 7.2

Работы которые могут быть Вам интерессными lesnaya-i-cellyuloznobumazhnaya-promishlennost.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-101.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-102.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-103.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-105.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-107.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-108.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-109.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-10.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-111.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-112.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-114.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-13.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-14.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-19.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-20.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-22.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-25.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-28.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-29.html

lesnichestvo-basinskoe-kategoriya-zashitnosti-ekspluatiruemie-lesa-kvartal-31.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ