ТОЛКОВАНИЯ СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА 16 глава




Бодрствуйте, потому что, когда тело спит, естество властвует над нами и действие совершается в нас не по нашей воле, но насильно, по влечению естества. И когда душой овладевает тяжкий сон, как-то: малодушие или печаль, – то враг властвует над нею и чрез нее делает то, чего она не хочет. Естеством управляет сила, душой же – враг. Итак, ту бодрственность, какую заповедал Господь, Он предписал той и другой части человека; телу, дабы оно (удалялось) от сонливости, и душе, чтобы она оберегала себя от бесчувственности и робости, как и говорит: «отрезвитесь по правде» (ср.: 1Кор.15:34), и: «Я пробудился и есмъ с тобою» (ср.: Пс.138:18), и еще: «не будьте леностны» (ср.: Рим.12:11), – и посему будем избегать лености в исполнении того дела, какое имеем.

«Будут двое на поле, на одном ложе» (ср.: Мф.24:40), потому что при опустошении Иерусалима это мгновенно обрушится на них, подобно следующему [т.е. подобно тому, как было при гибели Содома и Гоморры]: «если там найдется десять мужей» (ср.: Быт.18:32). «Орлами» же (ср.: Мф.24:28) Господь назвал неприятелей, кои придут против этого города, который обозначается под именем трупа, как и говорится: «кони его быстрее орлов»(Иер.4:13). Иные изъясняют так о теле и душе. Еще понимают это (место) о конце мира, когда страх и трепет нападет на всех людей, дабы приготовились, как и говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны»(Лк.12:35). Или это относится к праведнику и грешнику, из коих ни тот, ни другой не могли сделаться свободными. «Мельницей» (ср.: Мф.24:41) назвал мир, «орлами» же, по быстроте их крыльев, наименовал праведников. «Кто будет управитель, верный раб, благодетельный и мудрый?» (ср.: Мф.24:45). Хотя все это Господь засвидетельствовал о нем [смысл речи такой: хотя раб, по свидетельству Господа, и был верным, благодетельным и мудрым, однако и т.д.], однако, если окажется неверным в том, что поручено ему, то «разсечет его пополам, и отделит его, и подвергнет его одной участи с лицемерами и неверными, и там будет плач и скрежет зубов» (ср.: Мф.24:51).

«Пять из них было неразумных и пять мудрых» (ср.: Мф.25:1-14). Но мудростью назвал не девство их, потому что все они были девами, а добрые дела их назвал мудростью. Ведь если девство твое равно святости Ангелов, то заметь и рассуди, что святость Ангелов чиста от зависти других пороков. Как победил ты блуд, так берегись, чтобы не победили тебя ропот и гнев.



Так же, кто не возвратил своих талантов с приростом (Мф.25:15-30), от того, как от земли бесплодной, отнят и дар плодов. Землю, о которой сказал: «скрыл его» (ср.: Мф.25:18), сравнил с той землей, которая не дала плодов. «Возьмите у него талант» (Мф.25:28), то есть веру, поскольку он не снискал себе верою праведной жизни. Господь показал порицание не на том, который получил пять талантов, дабы не сказали: возложил на нас бремя выше сил наших. Того отметил, который получил один талант, чтобы тем, кто получил пять талантов, был обличен тот, который получил один талант. «Да будут чресла ваши препоясаны» (Лк.12:35), то есть да будут приготовлены через воздержание. «И светильники ваши горящи», поскольку именно сей мир есть как бы ночь и нуждается в свете праведников, как и говорит (Господь в другом месте): «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на небесах»(Мф.5:16).

Руки мудрые в своей сладости смирили себя, чтобы умыть ноги предателя своего, который за умовение воздал им гвоздями Креста. И Творец всего даже до того смирил Себя, что умыл ничтожные ноги, и все-таки, несмотря на это, был ненавидим фарисеями, и священники преследовали Его. Как все чрез Него было устроено, когда начало быть, поскольку Он был посредником (творения), так произросло и спасение всего, которое совершилось чрез Него, потому что оно (все созданное) уже по первому наследству принадлежало Ему. И так как творения были унижены и подпали власти проклятий, то Господь Сам умалил Себя перед ними, дабы всех их возвысить и вознести, как тот, кто первый унизил их, вторгся к ним посредством своего совета под видом попечения о них и как руководитель. Таким образом, гордость и дерзость подлинно ничего не могут произвести, если не действуют насилием. Все блага заключены в любви и все вместе (в ней) содержатся, и стражем сокровищницы их является любовь.

ГЛАВА 19

«Один из вас, который ест со Мною хлеб, он предаст Меня (ср.: Мк.14: 18), и вот, рука предателя Моего со Мною за столом (ср.: Лк.22:21), и: «Сын Человеческий идет, как написано о Нем» (Мф.26:24). Такими сло­вами с милосердием оплакивал сего нечестивого губителя. «Лучше было бы ему не родиться» (ср.: Мф.26:24). Но если Господь хотел взойти на Крест, то к чему мы отнесем это (Его) изречение: к предведению ли (Его), к неведению ли или к коварству, поскольку сказал: «лучше было бы ему не родиться»?Что (могло) препятствовать тому, чтобы раскаяние (пре­дателя) удостоилось принятия? [В этом месте святой Ефрем имеет в виду возражение какого-то еретика, быть может, Маркиона, усматривавшего в словах Господа противоречие Себе. Если Господь хотел взойти на Крест, то как Он мог сказать, что лучше было бы не родиться предателю, без которого Он не взошел бы на Крест? С другой сторо­ны, разве предатель не мог раскаяться?]

Если таковы твои насмешки и твои издевательства, то возьми себе примером змия и не порицай и не обвиняй меня, то есть меня за Учите­ля моего. Ибо если Адам сам хотел преступить заповедь, то какую по- хвальбу ты усмотришь в богохульствах того, кто наполнил уста змия прахом и укротил его, и лишил способности ходитьI? Если же Адам не мог преступить (заповеди) без соблазнителя, то наказание справед­ливо пало на голову змия. И хотя мы соглашаемся, что Адам был под­готовлен ко греху тем, кто был причиной греха, однако и Адам по спра­ведливости понес наказание, поскольку прежде уступил этому подго­товлению. Даже хотя бы змий и не доставил повода (ко греху), все-таки Адам по причине этой оказавшейся в нем при искушении слабости впал бы в другие преступления, не подвергаясь этому искушению. Таким об­разом, и Тот, Кто взошел на Крест, быть может, хотел взойти на Крест помимо сей случайной причины [помимо предательства Иуды], хотя это и невероятно, так как Пи­сание Евреев и многое другое не позволяют нам верить этому.

Любовь открыла тайну и сообщила (ее) страху (что Иоанн открыл Петру; Ин.13:21-26), поскольку, пока любовь возлежала на груди Господа, страх часто кивал ей головой.

Как истинно и верно то, что Господь, раздавая хлеб Своим учени­кам, дал им Таинство Тела Своего, так должно верить также и в то, что хлеб, данный Господом убийце Своему, дан был в таинство умерщвле­ния Тела Своего. И обмакнул его (Ин.13:26), чтобы таким образом наименовать участничество (Иуды) во вполне уже решенном убийстве Его, в котором Тело омочено было Кровию Его. Или для того омочил хлеб, чтобы вместе с хлебом не дать также и Завета. Сначала омыл хлеб и тогда дал ему его. Омыт был от этого хлеба прежний завет, поскольку он приготовлен был Новым Заветом. Любостяжание отделило Иуду от совершенных членов Господа, как и Спаситель кротко научил, что он (Иуда) не от тела Церкви Его, но прах, приставший к ногам учеников Его. Посему и в ту ночь, когда отделял его от них, омыл нечистоту, приставшую к ногам их, дабы научить нас, что Иуда, который как по­следний из двенадцати апостолов оказывался как бы ногами тела, был омыт Им водою от ног апостолов, как грязь, предназначенная огню. Таким же образом Господь посредством воды отделил Иуду от учени­ков, когда давал ему хлеб, обмоченный водою, потому что он не досто­ин был того хлеба, который вместе с вином раздавался двенадцати апо­столам. Ибо тому, кто предавал Его на смерть, неприлично было по­средством хлеба принять (в себя) Того, Кто спасает от смерти.

С того времени, как преломил Тело Свое ученикам Своим и дал Тело Свое апостолам, считаются те три дня Его, в течение которых Он сопричислялся к мертвым, как и Адам, который по вкушении от дерева жил многие годы, хотя по причине преступления заповеди причислялся к мертвым, поскольку Бог сказал так: «в день, в который ты вкусишь, умрешь» (ср.: Быт.2:17), и как в следующем месте: «четыреста лет будет семя твое в Египте» (ср.: Быт.15:13), — потому что годы эти исчислены с того дня, когда сказано это слово. То же должно сказать и о Господе. Или шестой день (пятница) считается за два дня, а суббо­та — за один. Дав Тело Свое на снедение им в таинство смерти Своей, Он вошел во чрево их, как потом (вошел) в землю. И так как Адам не благословил, когда в непослушании срывал плод, то «Господь благо­словил и преломил» (ср.: Мф.26:26). И хлеб вошел [ср.:...грех вошел в мир (Рим.5:12)] и изгладил осужде­ние похоти, по которой Адам преступил заповедь Божию. Или три дня считаются от нисхождения до восхождения (от погребения до воскресе­ния из мертвых), то есть пятница, суббота и воскресенье.

И сказал: «отселе не буду пить от сего плода виноградного до Цар­ства Отца Моего» (ср.: Лк.22:18), дабы показать, что близко то время, когда Он должен будет уйти от них. «До Царства Отца Моего», то есть до воскресения Моего. Сему научает Симон в Деяниях апостольских, говоря: «после воскресения в течение сорока дней мы ели с Ним и пили» (ср.: Деян.10:41), — именно, в первый день недели, как и там: «не вку­сят смерти, пока не увидят Царствия Божия» (ср.: Мф.16:28), что слу­чилось спустя шесть дней (Мф.17:1).

«Вот, сатана получил позволение сеять вас как пшеницу, и Я умолил Отца за тебя, дабы не оскудела вера твоя» (ср.: Лк.22:31,32). Не ска­зал: умолил за тебя, чтобы ты не подвергался искушению, но — чтобы не оскудела вера твоя.

«Покажи нам Отца, и довольно нам» (ср.: Ин.14:8). Филипп хотел видеть Отца телесно, то есть телесными очами, как прежние праведни­ки, которые видели Ангелов и Архангелов. Посему Господь дал ему ответ о видении Божества, Которое воспринимается очами ума, ибо не сказал ему: «Вы не видели», — поскольку Сам открылся ему во внеш­нем виде, но говорит: «не познали Меня» (ср.: Ин.14:9), — потому что величие Его было сокрыто, то есть если бы познали Меня, хотя посколь­ку Я не явен, то увидели бы и Отца Моего, Который не открывается (вовне). И апостол, говоря о Господе, свидетельствует: «Он есть образ вида Бога невидимого» (ср.: Кол.1:15).

«Верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит» (Ин.14:12). Где же то (сказанное): «ученик не бывает больше учите­ля» (ср.: Лк.6:40)? Но вот Моисей погубил только трех царей, а Иисус тридцать, и тот не вступил в землю обетованную, хотя смиренно про­сил (об этом), а Иисус вступил и разделил наследие. Самуил был боль­ше всех своих современников. Елисей принял двойную (силу) учителя своего после отшествия его, и сие случилось в подобие Господа Спа­сителя нашего, ученики Которого посредством знамений своих сотво­рили вдвое больше. Во всех людях враг имел свою часть; только не имел (ее) в Господе, Который сказал: «у Меня не найдет ничего своего», и: «Я победил мир»(Ин.16:33). Но в даре Суда, какой получил Господь, участвуют также и ученики. Ибо сказал, что они будут судить (Лк.22:30), дабы показать, что не только Бог победил и судит, но и люди победили и судят тех, кои не могли победить подобно им, но отступили; «мужи праведные, — го­ворит, — будут судить их» (Иез.23:45).

«У кого нет меча своего, пусть купит, себе меч» (ср.: Лк.22:36), — сие сказал, дабы научить смирению. Вот, один из таких мечей имел Симон, дабы, когда он хотел показать мечом ревность свою, Господь научил его словам Писания: «кто ударяет тебя в щеку» (ср.: Мф.5:39). Ибо Симон в любви своей забыл эти слова. Или сказал это с целью показать ему, что не только тогда, когда у нас нет подобного рода ве­щей или когда не можем иметь (их), мы должны воздерживаться от них, но еще менее должны пользоваться ими и тогда, когда имеем их и они готовы, как меч, находящийся в твоей руке. И дабы ясно было, что ради увещания, а не по причине войны завел речь о мечах, (для сего) приба­вил: «довольно двух» (ср.: Лк.22:38). Ведь если бы говорил это о борьбе, то всем надлежало бы взять оружие. Сказал (же) это потому, что среди Иудеев были такие, которые жаждали меча и крови подобно двоим из них (Иакову и Иоанну) (Лк.9:54). Видя, что в них скрывается гнев от­цов, Он воспользовался случаем, чтобы тайный гнев их сделать явным и гнусным для них и изгнать (его) из сердца их.

Поскольку дни делания Его в Иудее окончились, то Он обратился, чтобы идти в Иерусалим, и тех двух гневливых отверг от Себя, как и Иуде Искариоту сказал в предупреждение: «горе человеку тому» (Мк.14:21). Ведь если бы он покаялся, как Симон Петр, и принял уве­щание, как те двое, то, освободившись от этого проклятия, унаследо­вал бы место и престол свой. Затем из того, что Господь упомянул мечи, пусть они уразумеют, что Он знает день и час, когда будет предан, и пусть друзья Его научатся смирению, а враги (познают свое) насилие [т.е. примером Христа, добровольно предающего Себя смерти, пусть друзья Его научатся подражать Его смирению, а враги будут уличены в своей жестокости].

«Сия есть заповедь Моя» (Ин.15:12). Ужели одна только заповедь? Достаточно ее, и только ее одной, потому что она великого значения. Хотя она одна, но говорит и «не убивай», потому что кто любит, тот не убивает; сказала и «не воруй», ибо тот, кто любит, отдает даже свое; сказала и «не обманывай», потому что любящий говорит истину вместо лжи. «Некую новую заповедь, — говорит, — даю вам» (ср.: Ин.13:34). А если ты не понимаешь слов: «сия есть заповедь Моя», то призови апо­стола, который разъяснит тебе их, говоря: «цель заповеди сей есть лю­бовь» (ср.: 1Тим.1:5). А какой смысл этой заповеди? Без сомнения, такой: «во всем, как хотите вы, чтобы с вами поступали сыны человече­ские, так поступайте и вы сами» (ср.: Мф.7:12). «Любите, — говорит, — друг друга», — и такую меру положите: «как Я возлюбил вас». Но это невозможно, потому что Ты — Господь и лю­бишь рабов Своих, мы же, будучи товарищами друг другу, каким обра­зом возможем так любить друг друга, как Ты любишь нас? Однако, поскольку так сказал Господь, то посмотрим, как это происходит. «Ни­кто, — говорит, — не может иметь больше такой любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (ср.: Ин.15:13). Любовь Его из того усматривается, что назвал нас друзьями. Но если мы полагаем души свои за Тебя, то разве любовь наша становится равной Твоей любви? Если мы и умираем за Тебя, то мы смертны. Ты же, будучи (вечно) жи­вый, принял на Себя страсть нашей смерти. Итак, каким же образом истолковать эту (заповедь): «как Я возлюбил вас»?Умрем, — говорит, — один за другого. Но мы, конечно, не пожелаем и жить один вместо дру­гого. Если, — говорит, — Я, ваш Господь и Бог, умираю за вас, то тем более должно вам умирать одному за другого.

«Вот Я посылаю вам утешителя» (ср.: Ин.15:26), ибо говорит: «ино­го Параклита (Утешителя) посылаю вам» (ср.: Ин.14:16). Как Сам Он — Бог, так Бог и Тот, Кто посылается. Если бы Он был больше Духа, по­тому что посылает Его, то также и Дух был бы больше Его, потому что отвел Его в пустыню на искушение (Мф.4:1). И каким образом сказал: «хорошо для вас, если Я пойду, потому что если Я не уйду, то Утеши­тель не приидет к вам и не откроет вам всякой истины» (ср.: Ин.16:7, 13)? Каким образом оказалось благом то, что Господь ушел и, посколь­ку Он не мог показать всей истины, пришел раб [Дух Святый, Которого еретики называют творением], дабы дать то, чего не дал Господь? И почему первый Утешитель (Христос) не раскрыл всей истины, а второй (Дух Святый) раскрыл нам ее по слову Первого, так как Сей (Христос) есть вся истина? А что Дух назван Господом, о том свидетельствует Писание в следующих словах: «получил Симеон повеле­ние от Духа Святаго, что он не вкусит смерти, пока не увидит Господа Христа, и когда взял Господа на руки свои, сказал: ныне отпускаешь, Гос­поди, раба Твоего по слову Твоему в мир» (ср.: Лк.2:26,28,29). Итак, от Духа Святаго получил повеление и сказал: «Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего», как и там: «пока не увидишь Господа Христа».

«И никто, — говорит, — не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, находящегося в нем; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия» (ср.: 1Кор.2:11). Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание научает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. «Кроме Духа, — говорит, — который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глу­бины Его». Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) науче­ния, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: «идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (ср.: Мф.28:19), то не сказал: «во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа», дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. «Вы, — гово­рит, — храм Божий, и Дух Божий обитает в вас» (ср.: 1Кор.3:16). Если мы храм, то каким образом являемся обителью Духа? Это разъяс­няет следующее изречение: «вы — храм Духа Святаго, Который обита­ет в вас» (ср.: 1Кор.6:19). И в Деяниях апостолов говорит: «потому что вы хотели искушать Духа Господня» (ср.: Деян.5:9), и: «Ты солгал не человекам, а Богу»(Деян.5:4). Итак, Дух есть Бог, так как Он от Бога. Конечно, имя Бога применяется также и к людям, некоторые из которых названы богами, как и мы по благодати получаем и имя Отца и Сына. Имя Бога применяется к человеку, как (например) Моисей на­зывается «Богом фараона» (Исх.7:1). Но Духом живым Моисей нигде не назван. Писание не говорит о Еве, чтобы она была сестрой Адама или дочерью его, но что она из него. Так и о Духе Святом должно гово­рить не то, что Он сын или сестра, но что Он — из Него и единосущен Ему. А если тот, кто испытует, меньше того, кого испытует, то вот на­писано: «Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа»(Рим.8:27). Если так, то неужели Бог, испытующий Духа, меньше, чем ДухII.

«О суде же, потому что князь мира сего осужден» (ср.: Ин.16:11), — то есть не потому, что сатана во второй раз принимает кару своего осуж­дения, (но) так как отселе он осужден навечно.

«Дай Мне славу Твою от той, какую дал Мне прежде бытия мира» (ср.: Ин.17:5), — в то время, когда Отец все создал чрез Сына, как изъяс­няет псалом: «славою и величием облекся» (ср.: Пс.103:1), и затем из ниче­го извел творения и устроил (их) без пророка. «Господи Боже, — гово­рит (Псалмопевец), — Ты соделался дивно велик, славою и величием облек­ся и одет светом, как ризою, простер небо, как шатер...» (ср.: Пс.103:1-2). Поскольку же вследствие гибели Адама твари облеклись унижением его, по свидетельству апостола: «тварь покорилась суете»(Рим.8:20), — то Сын Творца пришел для спасения их, дабы в пришествии Своем унич­тожить недостатки их крещением смерти, как и Сам сказал: «Прихо­дит и настал час, прославь Сына Твоего, и Сын Твой прославит Тебя» (ср.: Ин.17:1). Сего просил не как нуждающийся в получении этого, но имея в виду привести в совершенство первоначальный строй творения, потребовал славы, коею был облечен в то время, когда тварь облекалась славой. Ибо как первые (творения) по благодати устроил так, чтобы они были без недостатков в славе и великолепии, которыми был облечен Сам, так пусть будет и последнее их устроение, по милосердию, без порока в славе, какою облекался. Итак, это именно обозначил, говоря: «дай Мне», именно, то, что имел прежде творения с Отцом и у Отца, так как и Писание утверждает то же и ясно говорит: «прославь Меня той славою, которую Я имел у Тебя прежде творения мира». Но и посредством слов: «прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя», — обозначил не Свою нужду, но нуждающуюся свободную волю. Итак, Отец не прини­мает славы от Сына, как нуждающийся (в ней), и если Сын прославляет­ся Отцом, то отнюдь не нуждается в этой славе.

«Печальна душа Моя» (ср.: Мф.26:38). Не постыдился сказать сие, потому что был истинный человек, а не чуждое что-либо (человеку) скрывал под видом одеяния Своего, и сие сказал, дабы показать, что облекся немощною плотью и соединился с душою, которая может стра­дать. Итак, сказал то, что истинно, дабы не подвергалось извращению, и скрыл [по другому чтению «не скрыл»; какое чтение правильнее, решить труд­но, так как смысл всего этого места неясен], дабы не было похищено воровски: научил верных не тщеславиться своим поведением, и (так как) это значит отвергать истину. И еще также говорит: «кто отрекся от Меня, и Я отрекусь от него» (Мф.10:33), и в этом — страх и трепет для неверных. Итак, по силе одной (заповеди) мы исповедуем, дабы заблуждение не отторгло нас от любви Его, а по силе другой не исповедуем, чтобы гордость не лишила нас плода блага Его.

«Если возможно, да минует Меня чаша сия»(Мф.26:39). Кто знал, что ученики соблазнятся, Симон отвергнется, Иуда повесится, и город Иерусалим будет разрушен, и народ рассеян, Тот не мог не знать, что по истечении трех дней чаша (сия) минует (Его). «Если возможно, да минует Меня чаша сия», — так говорит Тот, Кто Симону, когда он хо­тел поправить Его, сказал: «отойди от Меня, сатана... потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»(Мф.16:23). Поче­му теперь Господь Сам оставил то, что Божие, и помыслил о том, что человеческое? Зачем же Ты разгневался на Симона, когда он сказал: «да не будет этого с Тобою, Господи!»(Мф.16:22). «Если возможно, да минует Меня чаша сия». Тот, что сказал только Отцу, знал; знал и то, что чаша может миновать, однако для той цели и пришел, чтобы пить ее за всех и посредством этой чаши уплатить долги всех, за которых уплатить не могли своею смертью пророки и спасатели.

«Отче, да минует Меня чаша сия». Кто смерть Свою описал чрез пророков Своих и таинство смерти Своей прообразовал на праведни­ках Своих, Тот, когда настало время Самому подпасть смерти, не (мог), конечно, отвергнуть смерть и отказаться пить чашу ее. Ведь если бы не хотел пить ее и имел желание отвергнуть ее, то не сравнил бы тело Свое с храмом, говоря: «разрушьте сей храм, и Я в третий день воздвиг­ну его» (ср.: Ин.2:19), и не сказал бы сыновьям Зеведеевым: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить»(Мф.20:22), и в другом месте: «предстоит Мне крещение, которым Я должен креститься» (ср.: Лк.12: 50), и: «как Моисей вознес змия в пустыне, так вознесен будет Сын Чело­веческий» (ср.: Ин.3:14), и: «как Иона был во чреве кита, так Сын Чело­веческий будет в сердце земли» (ср.: Мф.12:40), и: «должно Ему уме­реть и воскреснуть» (ср.: Лк.9:22), и: «сильно желал Я есть эту пасху с вами прежде Моего страдания» (ср.: Лк.22:15), и: «Сын Человеческий идет, как написано о Нем»(Мф.26:24). Даже и вечером той ночи, когда предал Себя, разделил Тело Свое апостолам Своим и Кровь Свою раз­дал ученикам Своим и дал им заповедь творить сие в воспоминание Его страдания. Тот, Кто ученикам Своим заповедал не бояться смерти, говоря: «не бойтесь убивающих тело»(Мф.10:28), каким образом Он Сам убоялся смерти и просил, дабы миновала Его чаша сия? Кто доб­ровольно подъял число месяцев в утробе и число годов на земле, ужели Он хотел, чтобы миновала Его чаша, и все Его явление сделалось тщет­ным в то время, когда дни, месяцы и годы прошли и оставалось только несколько часов? Когда был в Иерусалиме и провозглашал Свое уве­щание, то, желая показать величие даров Своей милости, сказал: «если бы в Содоме явлены были те силы, которые явлены в тебе, то и доселе оставался бы он местом обитания» (ср.: Мф.11:23). Однако Содом был разрушен, хотя и мог бы сохраниться в случае пришествия Его. Кто, несмотря на это, не отменил времени явления Своего, каким образом в то время, когда пришел, Сам восхотел отвергнуть дары, вытекающие из страдания Его, которые если бы даны были во дни Лота, то Содом и соседние города, как Сам Он сказал, доселе еще процветали бы? И если хотел отказаться от чаши ради народа Своего, дабы он не погиб при (втором) Его пришествии, (то есть как виновник смерти Его), то Он должен был погубить и какой угодно (другой) народ, к которому при­шел бы, поскольку и этот народ должен был бы предать Его на смерть Креста. Но так как они (Иудеи) не вняли Его знамениям и чудесам, то погибли отнюдь не вследствие распятия Его, потому что погибли еще прежде, чем Он был убит, ибо не поверили знамениям Его.

«Если возможно, да минует Меня чаша сия». Сказал это по причи­не немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но по­истине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немо­щью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда при­шло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействова­ло то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, цар­ствовала смерть (Рим.5:14). «И сказал ученикам Своим: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух сей, — говорит, — бодр и готов, плоть же сия немощна» (ср.: Мф.26:41). А если у вас, когда вы боитесь, боится не дух ваш, но немощь плоти вашей, то каким бы обра­зом Я убоялся смерти, если не для того, чтобы показать вам страх смер­ти, которым поражается плоть, коей Я облечен?

Ибо если Симон, которого одна служанка привела в страх (Мф.26: 69), не убоялся всех римлян, но с твердым духом заклинал их, чтобы распяли его головой, обращенной к земле, и если апостол, зная, что он умрет неестественной смертью, сказал: «уже конца желаю и время упо­коения моего настает для меня» (ср.: 2Тим.4:6), то каким образом Господь, помощью Которого апостолы презрели смерть свою, по слову Его: «не бойтесь тех, кто убивает тело, души же не может убить» (ср.: Мф.10:28), каким образом, говорю, Он Сам мог убояться смерти? Ведь оказался бы (к тому же) и несвоевременным в страхе, какой при­писывался Ему. Если боялся, то должен был бояться в тот час, когда был взят, а не в другое время; но тогда Он исцелил ухо убийцы (Лк.22: 51). Повелел взять меч, а когда явилась нужда в мече, сказал: «возврати меч твой в прежнее место его» (ср.: Мф.26:52).

Или [в ряде нижеследующих мыслей изъясняется то, почему Христос молился так: «не Моя, но Твоя воля да будет»] так как чрез Сына уничтожались долги, какие были сдела­ны, и (чрез Него) совершалось обращение народов, то Сын не хотел усвоять Себе ту благодать, которая была прежде мира. Как в начале (бытия мира), хотя все было создано чрез Него, однако прошел это молчанием и устами Моисея указал другого деятеля, говоря: «И увидел Бог все, что... создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31); сказал это для того, чтобы все творения оказались должниками пред Отцем Его; так и в час обновления их отрекся через смерть от всего и сказал: «да будет воля Твоя», — дабы все, кои должны были обратиться чрез смерть Еди­нородного, сделались должниками Отца. Или сказал это потому, что во время телесной смерти отдал телу то, что принадлежало телу. Ибо ясно, что все скорби свидетельствовали о теле Его, дабы видна была истинность его. Но секты еретиков, видя все эти указания на тело Его, не убедили себя в нем. Как алкал и жаждал, и утомлялся, и спал, таким же образом и боялся. Или потерпел это для того, чтобы людям земным нельзя было говорить, что без страдания и подвига изглажены Им вины наши. Или, чтобы научить учеников Своих, дабы они жизнь и смерть свою вручали Богу. Ведь, если Тот, Кто мудр, ради познания Бога ко­ленопреклоненный молился о том, чему надлежало быть, то тем более должны неверующие люди отдавать свою волю Всеведущему. Или, что­бы посредством Своего страдания всеять в Своих учеников утешение, Он приспособился к уму их, дабы стать образцом для них, и страх их принял на Себя, дабы Своим примером показать им, что раньше смер­ти не следует дерзко тщеславиться смертью. Ибо если Тот, Кто не (мог) бояться, убоялся и просил об освобождении, хотя знал, что это невоз­можно, то тем более пусть они молятся перед искушением, чтобы спа­стись от него во время искушения. Или, поскольку во время искушения мысли наши обыкновенно рассеиваются и помышления наши разбра­сываются в стороны, то Сам молился, дабы научить нас, что против ухищрений и козней зла потребна молитва, и что многими молитвами должно собирать рассеянные мысли. Или, желая укрепить их, боящих­ся смерти, показал, что и Он убоялся ее, дабы научить, что страх не может погубить их, если не закоснеют в нем. Это обозначали слова: «Не Моя, Отче, но Твоя воля да будет», — то есть Я умру, чтобы спасти многих. Или сделать это для того, чтобы обмануть смерть. Или убоял­ся страдания для того, чтобы смерть (не только) решилась поглотить Его, но и поспешила изрыгнуть Его.

Работы которые могут быть Вам интерессными chast-ii-teoriya-perevoda-kak-nauchnaya-disciplina-77.html

chast-ii-teoriya-trenirovki.html

chast-ii-teoriya-vozmushennogo-dvizheniya.html

chast-ii-terapiya-pogranichnoj-lichnosti.html

chast-ii-teurgiya-goetiya.html

chast-ii-trebovaniya.html

chast-ii-uchrezhdenie-patriarshestva.html

chast-ii-ukazaniya-po-podgotovke-k-kollokviumu-na-temu-marketingovie-konkurentnie-strategii.html

chast-ii-ukrainskaya-ideologiya-i-ee-tvorci-3-stranica.html

chast-ii-ukrainskaya-ideologiya-i-ee-tvorci-4-stranica.html

chast-ii-upravlyaya-drugimi.html

chast-ii-uprazhneniya-na-ravnovesie.html

chast-ii-variacionnie-principi-stohasticheskie-modeli.html

chast-ii-vazhnejshie-ponyatiya-ucheniya-ramti.html

chast-ii-vegetarianstvo-s-tochki-zreniya-nauki.html

chast-ii-vitamini-eto-krasota.html

chast-ii-vostochnoslavyanskie-plemena-v-sostave-drevnerusskoj-narodnosti.html

chast-ii-zaklyuchitelnie-polozheniya-statya-150.html

chast-ii-zhestokij-muzhchina-v-otnosheniyah-s-zhenshinoj.html

chast-ii-zhizn-v-kvartire.html

chast-ii-zvuki-okruzhayushej-sredi.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ