ТОЛКОВАНИЯ СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА 1 глава




НА АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ

КОРИНФЯН К АПОСТОЛУ ПАВЛУ

И АПОСТОЛА ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ

После того как Коринфяне благодаря посланиям апостола сде­лались единомысленными (и отвратились) от разделений, кои от них же самих происходили между ними, — к ним вторглись чужие со­вратители и привели их в смущение. Вследствие зависти лукавого, возымевшего у них силу, они открыто проповедовали ложь своего за­блуждения на площадях и нимало не скрывали этого ни от кого, кто им встречался.

Но пресвитеры Коринфские, когда увидели, что те (лжеучители) со дня на день (все более и более) распространяют свою проповедь, по­спешили написать апостолу и представить (на его суд) то, что те пропо­ведовали, дабы он или самолично прибыл поскорее, или прислал бы тщательное опровержение и обличение их речей.

По причине сего и сему подобного они и написали послание, и с двумя ревностнейшими диаконами отправили к Павлу, говоря так:

ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯН К АПОСТОЛУ ПАВЛУ

(Ст. 1). Стефан (ср.: 1Кор.1:16 и 16:15,17) и (сущие) с ним пресвитеры — Павлу, брату-гос­подину — радость.

(Ст. 2-3). Два некие мужа, по имени Симон и Кловий, пришли в Коринф и некоторых из верующих совратили к себе. Но совратили они их не словами истины, а посредством речей растленных, каковые речи ты сам должен (теперь) узнать.

(Ст. 4). Ибо ни от тебя мы никогда не слыхали таких речей, ни от других апостолов, товарищей твоих, — каковые слышим от этих людей.

(Ст. 5). Только знаем мы, что твердо содержим то, что мы слышали от тебя и от других апостолов. Посему печаль наша не ради нас са­мих, но ради народа.

(Ст. 6). Но в том явил нам Господь великую милость, что пока ты еще телом с нами находишься, мы снова через послание можем от тебя слышать то, что мы слышали от тебя устно.

(Ст. 7). Или же сам как можно скорее приходи к нам.

(Ст. 8). Мы уповаем на Господа, что или Он открылся Ефео­не и тебя освободил Христос из рук того беззаконника и послал к нам, или же напиши послание к нам. Может быть (Ефеон) было имя судьи, заключившего его в оковы и посадившего в тюрьму в городе Филиппах.



(Ст. 9). Слова же ложные, кои они высказывают и (в коих) учат, таковы:

(Ст. 10). Не должно, говорят, пророков принимать, но (одно толь­ко) — Евангелие.

(Ст. 11). И Бог, говорят, не всемогущ, то есть Тот, Кто говорил чрез пророков, не есть Бог всемогущий.

(Ст. 12). И нет, говорят, воскресения плоти.

(Ст. 13). И даже человек, говорят, совсем не Богом создан, но се­мью управителями.

(Ст. 14). И не (с) земным, говорят, телом пришел Господь наш, но (с) небесным телом, и не допускают, что Он рожден от Девы Марии, ибо Он, говорят, прохождением прошел чрез Нее так, что ничего не восприял от Нее.

(Ст. 15). И мир, думают, не есть творение Бога, но Ангелов некиих, то есть тех семи управителей.

Но это есть система учителей секты Вардесана, и потому Деса­ниты не допустили это послание в свой «Апостол». О том уже и апостол (Павел) сказал в Деяниях апостолов: «После меня, когда я отойду, пойдут к вам лютые волки, кои не будут щадить учеников, — и из вас восстанут люди, говорящие превратное, и увлекут учеников следовать за ними» (Деян.20:29-30). Итак, от дней апостола, как предсказал сам апостол и как Коринфяне написали, основана секта эта. Ученики же Вардесана думают, что это было изобретение Варде­сана, их учителя. Ими написаны с той целью, чтобы посредством сочиненных ими чудес и знамений апосто­лов письменно изложить (собственное свое) безбожие, против коего вооружались апостолы.

(Ст. 16). Посему, говорят они (Коринфяне в послании), такое послание мы к тебе (и) написали, чтобы ты поспешил (постарался поскорее) придти к нам сам, дабы благодаря твоему присутствию и твоим речам без соблазна оставался город Коринфян и, (дабы) тех (лжеучителей) безумие через открытое (всенародное) доказатель­ство истины и проповеди твоей пред всеми было посрамлено и отвергнуто.

ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ

Глава 1

(Ст. 1). Взяли принесли послание в город Филиппийцев. А как то был день преследования Павла, когда его били палками и ввергли в тюрьму, потому что он изгнал злого духа из служанки, ходившей по­всюду с прорицанием будущего, – то боялись идти к нему (сами) и пе­реправили к нему послание через жену Аполафана.

(Но это была не та ночь (о коей повествуется в Деян.16:25-40), потому что в ту ночь последовало землетрясение, и двери тюрьмы все отворились, и оковы его ослабели, и темничный страж вывел их оттуда, и привел в дом свой (Деян.16:12-40).

И передали послание.

(Ст. 2). Когда же он получил послание, то забыл узы и восскорбел ради слов, кои услышал.

(Ст. 3-4). И сказал с плачем: сколь лучше было бы мне, если бы я умер и с Господом был в надежде и мире, нежели чтобы после того, как я преерпел узы от людей, снова преуспевали жрецы сатаны для смуще­ния и соблазна людей, коих я обращаю.

(Ст. 5). И, таким образом, Павел при многих страданиях, кои тер­пел он от преследователей и совратителей, дал ответ на послание Ко­ринфян, проливая слезы и говоря так:

Глава 2

(Ст. 1). Павел, узник Иисуса Христа, то есть ради Иисуса Христа, к братиям в Коринф, из (среды) многой скорби, которую претерпе­ваю от пыток, оков и злоречия (касательно меня), – радость.

(Ст. 2). Я не очень удивляюсь, то есть сильно удивляюсь тому, что так скоро распространяются прелести зла в мире. (Ст. 3). Но Господь наш Иисус Христос скорее совершит прише­ствие свое потому, что презирают Его тем самым, что извращают истину слов Его.

(Ст. 4). Но я от начала, то есть с того времени, как вас увидел, – научил вас тому, что я слышал от тех Апостолов, кои все время благо­вествования (Евангелия) с Господом нашим ходили, именно:

(Ст. 5). что Иисус Христос от Марии рожден, а не прошел чрез Нее, – и из семени Давида, не с небесным телом, – и по обетова­нию Святаго Духа, с неба к Ней посланного, а не от сожития Иоси­фа с Нею.

(Ст. 6). А совершилось сие для того, чтобы Он искупил от тления всякую плоть чрез Свою плоть, и чтобы нас из мертвых воскресил с плотию, как и Себя Самого показал в образец.

(Ст. 7). Первый человек сотворен Отцом, а не управителями (Анге­лами или эонами), как утверждают те (лжеучители).

(Ст. 8). Посему и в погибели снискан от Сына – не для того, что­бы подвергнуться наказанию и смерти по правосудию, так как он погу­бил себя через грех, – но чтобы получить оживотворение по благодати и соделаться достойным сыноположения.

(Ст. 9). Но Бог всех миров, то есть всех веков, – Он Вседер­житель, сотворивший небо и землю, – а отнюдь не Ангелы, как про­поведуют ваши совратители, – Он послал прежде (к) Иудеям проро­ков, дабы посредством их увещаний отвлечь их от грехов и от почита­ния идолов.

(Ст. 10). Ибо Он желал спасти дом Израиля, – о чем свидетель­ствует то попечение, какое Он имел о них посредством (послания к ним) пророков. Посему Он уделял от Духа Христова и посылал на пророков, то есть тот Дух, что вещал чрез апостолов, Он же и в пророках неложное богопочитание и рождение Христа провозвещая в течение многих времен, то есть тысячи четырехсот тридцати лет, ибо около стольких лет прошло от исхода Евреев из земли Египтян до пришествия Господа нашего.

(Ст. 11). Но тот, что был незаконным князем, желая сделаться Богом, налагал руки для умерщвления их увещателей – пророков, дабы всякую плоть человеков связывать похотью. Назвал его «кня­зем» потому, что он имеет владычество над воинством своих сотова­рищей, а «незаконным» назвал его потому, что не удовольствовал­ся владычеством над демонами, но и над людьми захотел сделать­ся даже Богом. А пророков он умерщвлял не сам, но через своих про­роков, а также при помощи Иезавели, Ахава и им подобных царей он избивал пророков, чтобы они не проповедовали истину и не откры­вали очи (не учили) тех, кои называли богами каменных, деревянных и других, вылитых из (металлов) и состоящих из материального веще­ства (истуканов), и не разумели сего. И всякую плоть человеков, гово­рит, похотью связывал. Замечай и смотри, что посредством похоти сковывал он, а не насилием преодолевал. Не одной, конечно, похотью связывал он всех людей и не многими похотями сковывал одного че­ловека, – ибо нет такого человека, кто удручался бы всеми (похотями) или всеми сковывался бы, – но каждого из людей связывал той похо­тью, какая именно в нем возбуждалась, так, чтобы во веки вечные не последовало ему освобождение.

(Ст. 12). Но Бог Вседержитель по правосудию Своему, – так как Ему принадлежит владычество, и Он не присвоил оное чрез похищение, как утверждают ваши учители, – не благоугодно было Ему, чтобы сатана правил людьми, – хотя он (сатана) вводил их в грех посредством обмана, а не насильственно, однако и сего не попустил ему и не дозволил, ибо смиловался над созданием Своим, когда оно само губило себя своими руками.

(Ст. 13-14). Он послал Духа Святаго пламенно, то есть весьма скоро, на Марию Галилеянку. Так как для освобождения не оказалось ни одного (из людей), кто мог бы победить (диавола) во плоти (находясь), то Господь наш облекся плотью и чрез нее победил. Победили и те, кои после Него соделались подражателями Ему, так что нет никакого оправдания для тех, кто в ней (плоти) окажутся повинными.

(Ст. 15). Далее: поелику плоть подчинилась врагу, и он (враг) чрез нее во все вносил (греховную) похоть, то Господь наш облекся в плоть и чрез нее был искушаем в пустыне сатаною (Мф.4:1). Тогда и был он (сатана) побежден и изобличен в том, что он не есть Бог над миром, как сам он мечтал в своем уме. Что он не есть Бог, это, конечно, знал и сам он, но все же он думал, что будет Богом благодаря победе, которую он одержал бы тогда над всякой плотью. Но когда Господь наш препобедил его чрез плоть – не небесную, но одной природы с той, которая была пленена им, – тогда узнал (сатана), что он не есть Бог, как воображал.

(Ст. 16-18). Ибо в теле Своем, говорит, Иисус Христос призвал и спас всякую плоть, дабы в самом теле Своем явить святый храм правды, то есть чтобы делами своего тела показать, как мог человек быть храмом правды. И мы чрез то же самое тело искуплены от смерти греха (греховной) и от смерти тела (телесной).

(Ст. 19-20). Итак, не сыны правды (суть) те, – ибо если бы у нас были дела правды, то ожидали бы праведного воздаяния и не отрекались бы от воскресения своих тел, – но сыны гнева суть те, кои благосердие милости Божией, которая в воскресении явилась, отнимают (сами) от себя, говоря, что небо и земля и все твари не суть дела Бога Отца всего, но «князей». Но они имеют прокляую веру змия, то есть или они утверждались на том осуждении, которое последовало из-за проклятия змия, именно: «прах был ты и в прах (опять) возвратишься», или как змий и тот, кто был в змие, верил тому, что дом (потомки) Адама навеки останется на земле, так и они веруют.

(Ст. 21-23). Но вы силою отдаляйте себя от них, то есть отвергайте слова их и превратное учение их отметайте далее от себя, ибо это – их учение, а не Духа, – и (есть учение это) диавола, над ними властвующего, а не Бога.

(Ст. 24-25). Если же говорят они, что нет воскресения плоти, то для них (действительно) не будет воскресения, – не потому, что они (вообще) отрицают воскресение, но потому, что оказываются отрицателями Того, Кто таким именно образом (то есть телесно) воскрес.

(Ст. 26-27). Но, мужи Коринфяне, зерна пшеницы, как и другие семена, кои голыми падают (в землю) и истлевают, чем они больше тела, которое опускается в землю и истлевает? Но как семена по воле Бога возстают облеченными в такое же тело, – не в той же самой оболочке, которая опускается с ними в землю, но поднимаются (вырастают из земли) во множестве (других зерен того же вида), и (Бог) благословляет их и украшает оболочкой, стеблем и остыо, кои сообщает им земля, – подобным же образом воля Божия воскресит и тело как бы облеченным и украшенным не той ветошью, что опускается с ним в землю, – но славой, которая посылается ему с неба.

(Ст. 28-31). И еще: что вам кажется труднее – то ли, что Иона ввержен был во чрево рыбы на три дня и три ночи, и потом из глубины бездны внял Бог молитве его, и он был исторгнут, и ничо в теле его не погибло, – или же то, чтобы плоть, подвергшаяся смери (которая умерла), снова ожила, как и Христос, ее Животворец, умер и ожил?

(Ст. 32-33). И если также кости Елисея оживотворили мертвеца, упавшего на них, то не тем ли более вы, которые утверждаетесь посредством веры вашей на Крови и Плоти и Духе Христа, то есть на человечестве Его, которое подверглось смерти, и на Его Божестве, Которое не умирает, так как Он по любви Своей нисшел в гроб телом Своим, и потому тление не возобладало над Ним (ср.: Деян.2:31 и 24:27), – не тем ли более вы возстанете в день тот с сохранившимся в целости телом, которое в виде праха рассыпано было в средине земли? (Ст. 34-35). Если же вы что-либо иное безрассудно примете от тех (лжеучителей) или от других, кои явятся после них, то впредь никто да не утруждает меня, поелику как детям постоянно вам пишу, – ибо я ношу эти узы на себе для того, чтобы по воскресении приобрести Христа. И также эти язвы на теле моем я получил (терплю) от пыток, побиения камнями и преследований, дабы мне соделаться достойным и до­стичь воскресения, которое из мертвых. И это потому, что они (лже­учители) отвергли оное (воскресение мертвых) и говорят вам, что не следует принимать (верить) пророков (см. текст послания Коринфян к апостолу Павлу (ст. 10)).

(Ст. 36). И (каждый), кто (твердо) держится правила чина, то есть той истины, которую он восприял чрез (из рук) блаженных пророков и также чрез святое Евангелие, тот за это, как и за дела свои, получит воздаяние при воскресении мертвых.

(Ст. 37). Если же кто маловерен и преступает то, что мы предали ему, то огонь есть с ним, то есть огонь есть участь и удел его. И не его только одного, но и тех, кои таким образом без Бога в мире обращались (жительствовали).

(Ст. 38). Ибо они суть порождения ехидн и василисков, кои кусают людей и умерщвляют их (ядом) языка своего.

(Ст. 39-40). Вы же должны старательно отгонять их от себя силою Божиею, то есть с помощью Бога.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые ниже толкования святого Ефрема Сирина на Четвероевангелие заслуживает внимания благочестивого читателя не только потому, что оно есть подлинное творение великого отца и учителя Церкви, но и по причине важных особенностей объясняемого в нем Евангельского текста. По свидетельствам древности и по тщательным изысканиям ученых, оказывается, что в своем изложении Евангелия святой отец следовал не одному какому-либо евангелисту, а имел перед собой свод Евангельского текста, составленный по всем четырем евангелистам, — и притом тот самый свод, который сделан был Тацианом, церковным писателем-апологетом II-го века, и который в древней Церкви, преимущественно в Сирии, пользовался распространенностью под названием Диатессарона, то есть Евангелия по четырем евангелистам, — или Четвероевангелия. Посему, для лучшего уразумения нижеследующего толкования, считаем полезным дать предварительно несколько кратких сведений о самом Тациане и его Диатессароне, изъясняемом святым Ефремом Сириным.

1. О жизни и деятельности Тациана древность оставила нам очень скудные сведения. В своем сочинении «Речь против эллинов» (то есть язычников) [в русском переводе это сочинение издано священником П. Преображенским в «Памятниках древнехристианской письменности». Москва. 1857, том IV], написанном в защиту христианской веры и стяжавшем ему имя апологета (защитника) Церкви, Тациан сам называет себя «уроженцем ассирийской земли, первоначально разделявшим языческое учение» (гл. 42). Время его рождения точно неизвестно, ученые полагают, что он увидел свет в конце первой или в начале второй четверти II-го века по Рождеству Христову. С ранней молодости Тациан обнаружил широкую любознательность, много учился, усвоив всю языческую мудрость, и затем, по обычаям того времени, путешествовал по разным городам Римской империи в качестве учителя красноречия. В эти странствования его влекли, однако, не суетные расчеты на приобретение славы, а желание достигнуть истинного знания о Боге, мире и человеке и добыть себе тот душевный мир, которого не могла дать ему языческая наука (гл. 29). Ознакомившись с верованиями и обрядами различных народов Азии и Европы и не найдя в них ответа на свои стремления к высшему знанию, Тациан около середины II-го века прибыл в Рим. Здесь в его руки попались христианские книги Священного Писания, «...и я, — рассказывает о себе Тациан, — поверил этим книгам, по понятности объяснения всего творения, предви­дению будущего, превосходству правил и, наконец, по учению об Еди­ном Властителе над всем. Будучи просвещен познанием их, я решился отвергнуть языческие заблуждения, как детские бредни... и узнал Бога и Его творение» (гл. 29-30, 42).

Находясь в Риме, Тациан вступил в близкие отношения со святым Иустином Философом, мучеником, к ученикам и слушателям которого причисляет его святой Ириней, епископ Лионский [Против ересей. Т. 1, стр. 28]. В своем вышеупомянутом воззвании Тациан с глубоким уважением отзывается об Иустине, как о муже «достойном великого удивления» (гл. 18), и вспоминает, что вместе с ним он обличал языческих философов «в сластолюбии и лжи», и от одного из них, по имени Кресцента, терпел даже преследования (гл. 19). После мученической кончины святого Иустина, последовавшей, по мнению ученых, в 166-м году, Тациан удалился из Рима на Восток, в Сирию, и здесь впал в различные заблуждения, примкнув к секте энкратитов («воздержников»), запрещавших употребление вина даже в Таинстве Евхаристии. «Пока он обращался с Иустином, — пишет о Тациане святой Ириней Лионский, — не высказывал ничего подобного; по смерти же сего мученика отпал от Церкви, возгордился достоинством учителя, и, ослепившись мыслью, буд­то он лучше других людей, составил свое особенное учение. Подобно последователям Валентина, он баснословил о каких-то невидимых эонах, брак называл растлением и блудом, и сам от себя изобретал доказательства для опровержения учения о спасении адама» [то есть всего человечества, там же]. Он умер, как полагают, около 175-го года.

2. Древнейшее свидетельство о составленном Тацианом Диатессароне дает Евсевий Кесарийский (IV-й в.) в своей «Церковной истории»: «Тациан составил какое-то согласование и свод Евангелий, которое назвал Диатессароном; это сочинение и теперь еще находится у многих» (т. IV, стр. 29). Слова первого церковного историка подтверждает и святой Епифаний Кипрский в своем «Сочинении о ересях» (т. 46, стр. 1), добавляя, что Диатессарон Тациана некоторые называли «Евангелием от евреев». Более же подробные сведения об этом творении Тациана сообщает Феодорит, епископ Кирский. «Тациан, — извещает он в своем «Сокращении еретического баснословия» (т. 1; стр. 20), — сложил Евангелие, которое называется Диатессароном, опустив родословные и все другие места, показывающие, что Господь по плоти происходил из семени Давидова. Этим Евангелием пользовались не только люди, принадлежавшие к его секте, но и те, которые следовали апостольскому учению, не сознавая коварства это­го свода, а просто пользуясь им, как сокращенной книгой. Я сам на­шел более двухсот книг этого рода, в почести имевшихся в наших церквах, всех их отобрал в одно место и взамен их ввел Евангелия четырех евангелистов».

Из сирийских церковных писателей первое упоминание о Диатессароне Тациана встречается у Бар-Балуда (X в.), который в своем словаре, изданном Михэлисом (стр. 192), говорит следующее: «Диатессарон — так называются четыре Евангелия, написанные в Александрии епископом Тацианом, тщательно сохраняются». Правильнее Бар-Балуда пишет Бар-Салиби († 1171), иаковитский епископ города Амиды в Месопотамии, в предисловии к толкованиям на Евангелие от Марка. По его словам [Assemani. Bibl. Orient. 1, p. 57. et. II, p. 159], «Тациан, ученик Иустина Философа, мученика, из четырех Евангелий выбрал, соединил и составил одно Евангелие, которое назвал Диатессароном, то есть смешанным. Это Евангелие изъяснял святой Ефрем. Оно начиналось словами: "В начале бе Слово "». Следующий свидетель, Бар-Гебрей, епископ Тагритский и иаковитский митрополит († 1286), так говорит о Диатессароне [Ibid. I, p. 57]:«Евсевий Кесарийский, видя повреждения, которые сделал Аммоний Александрийский в Евангелии, названном Диатессароном, коего начало было: "В начале бе Слово", и которое изъяснил святой Ефрем Сирин, — четыре Евангелия, как они суть в тексте, оставил вполне целыми, сходствующие же в них слова обозначил общим каноном». В приведенных словах Бар-Гебрей впада­ет в двойное заблуждение, ибо, во-первых, смешивает Аммония Алек­сандрийского, автора другого Евангельского свода, с Тацианом, кото­рому принадлежит изъясненный святым Ефремом Диатессарон, а, во-вторых, ошибочно утверждает, что этот Тациановский Диатессарон исправлялся Евсевием, тогда как, по свидетельству самого Евсевия, свои каноны он прилагал к сочинению Аммония. Наконец, Гебед-Иесу, не­сторианский епископ Собенский († 1318), в своем каталоге всех церков­ных творений после Священных книг Ветхого и Нового Завета упоми­нает Евангелие, которое собрал Александрийский муж Аммоний, он же и Тациан, и поименовал Диатессароном. Очевидно, Гебед-Иесу повторяет ошибку Бар-Балуда и Бар-Гебрея, смешивая Тациана с Аммо­нием Александрийским.

Вот главнейшие [другие, менее важные, известия о Диатессароне собраны и обследованы в монографии Semisch'a «De Tatiani Diatessaron»] свидетельства древности относительно Диатессарона Тациана. Сравнивая их между собой, можно видеть, что Тацианом был составлен свод Евангельского текста, названный им самим Диатессароном, в который включены подлинные слова евангелистов, опуская, однако, родословие Христа и все те места, в которых раскрывалось происхождение Господа нашего по плоти от семени Давидова. Особенной распространенностью этот Тациановский свод пользовался в Сирии и Месопотамии, и не только среди последователей секты самого составителя свода, но и между православными христианами, относившимися к нему с уважением.

3. Что в сохранившихся до нашего времени толкованиях святого Ефрема Сирина на Четвероевангелие нам принадлежит текст составленного именно Тацианом Диатессарона, прежде всего прямо говорят вышеприведенные свидетельства Бар-Салиби и Бар-Гебрея, удостоверяющие, что святой Ефрем Сирин изъяснял сделанный Тацианом свод четырех Евангелий. Кроме этих свидетельств, в том же самом убеждают нас как подлинное надписание его толкований на Четвероевангелие, так и порядок, в котором излагается здесь Евангельский текст. Рассматриваемое творение Ефрема Сирина, в переводе с первоначального текста, озаглавливается так: «Изложение согласованного (или сводного) Евангелия, составленное святым Ефремом, учителем Сирским». После краткого введения оно начинается словами Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово», — и совершенно согласно с известиями древности о Тациановом Диатессароне; затем переходит к отрывкам из Евангелий: Лк.1:5. Ин.1:14,17. Лк.1:6-77. Мф.1:18-25 и т.д., опуская родословие Христа.

Наконец, должно заметить, что древние писатели не упоминают ни о каком ином Евангельском своде или согласовании, пользовавшемся известностью в восточных странах, кроме Диатессарона Тациана и Диатессарона Аммония Александрийского. Но Диатессарон Аммония Александрийского, как свидетельствует Евсевий Кесарийский в письме к Карпиану, представлял собой не что другое, как Евангелие от Матфея, к отдельным главам которого сбоку присоединены были соответствующие главы трех прочих евангелистов. Отсюда явствует, что изъясняемый святым Ефремом свод Евангельского текста может быть только Диатессароном Тациана.

По исследованиям ученых, предлежащий в толкованиях святого Ефрема Сирина текст Диатессарона в некоторых местах уклоняется не только от принятого ныне в Церкви Евангельского текста, что легко заметит внимательный читатель, но и от древнего сирийского перевода, называемого Пешито, и совпадает с древнейшим сирийским Евангелием, изданным Cureton'ом. Так, в толкованиях святого Ефрема слова Евангелия от Иоанна (1:3-4) читаются следующим образом: «без Него ничто не было создано. В том, что было создано, чрез Него была жизнь, и жизнь была свет человеков»; слова Евангелия от Матфея (1:25) передаются так: «В святости жительствовал с Нею, пока наконец Она родила... первенца». Оба эти места одинаково уклоняются от греческого текста и от Пешито и согласуются с древним сирийским Евангелием Cureton'а.

Несмотря на эти уклонения в частностях, излагаемое святым Ефремом Четвероевангелие даёт возможность ясно видеть, что составленный еще во II-м веке Диатессарон Тациана в общем содержал в себе тот же самый Евангельский текст, какой читается и ныне, только в ином порядке и с некоторыми произвольными опущениями. Потому, да почтит каждый православный христианин память святого Ефрема, в своих Толкованиях на Диатессарон оставившего нам столь ясное, убедительное и неопровержимое свидетельство глубокой древности и неповрежденности доселе принимаемых Христовой Церковью святых Евангелий.

ГЛАВА 1

Для чего Господь наш облекся плотию? Для того, чтобы сама плоть вкусила радость победы и чтобы исполнилась и познала дары благодати. Если бы Бог победил без плоти, то какие бы Ему вменились похвалы? Во-вторых, чтобы сделать ясным, что Господь наш медлил с началом творения отнюдь не по зависти к тому, что человек соделается Богом, ибо то, что Господь наш умалил Себя в человеке, выше того, что Он обитал в нем, пока человек был велик и славен [т.е. второй Адам выше Адама первого]. Посему написано: «Я сказал: вы – боги»(Пс.81:6). Итак, Слово приходит и облекается плотию, дабы через то, что доступно пленению, пленено было то, что не подлежит пленению, и через то, что не подлежит пленению, плоть отвратилась от того, кто ее пленил [чтобы люди, через соединение Бога невидимого с человеком видимым, освободились от власти греха и диавола]. Ибо Господу нашему надлежало быть пристанищем всех благ, к которому стекались бы люди, сокровищницей всех таинств, к которой отовсюду бы прибегали, и вместили­щем всего сокровенного, дабы все люди, как бы на крыльях, возноси­лись к Нему и в Нем одном находили успокоение. Отринь мудрование, что в падении того, кто пал, пал вместе и Тот, Кто имеет его восста­вить. Поскольку тело Адама (создано) было ранее, чем явились в нем расстройства, потому и Христос не принял расстройств, которые позд­нее получил Адам, так как они были некоторым придатком немощ­ности к здравой природе. Итак, Господь здравой принял ту природу, здравость которой погибла, дабы человек через здравую природу Гос­пода возвратил себе здравость первобытной своей природы. Ибо когда кровожадные звери ужасно изранили человека, Благотворитель по­спешил оживить нас своими врачевствами. Незаслуженно человек об­ложен перевязями, так как и раны его незаслужены, ибо ни в чем чело­век не погрешил против сатаны, который его изранил, и ничего не дал Благодетелю, Который его исцелил. Итак, облеченный тем же оружи­ем, каким враг победил и вверг мир в осуждение, Господь нисшел на битву, и во плоти, принятой от Жены, победил мир, преодолел врага и осудил. Доколе Церковь была сокровенна, пока она сама молчала, таинства [разумеются прообразы Ветхого Завета] ее возвещали; когда же Церковь была явлена, она сама стала изъяснять этих своих провозвестников, которые по причине ее явления оттоле умолкли.

«От начала было Слово» (ср.:Ин.1:1). Сие евангелист говорит, дабы показать, что как слово существует у того, кто его произносит, так и Бог Слово во всяком деле имеет общение со Своим Родителем – есть и в Нем, и вне Его. И хорошо рассудишь, что слово прежде, чем будет произнесено, уже существует, ибо Захария говорил без движения губ. Еще потому Господь наш называется Словом, что чрез Него открыто сокровенное, подобно тому, как через слово открывается сокрытое в сердце, как и апостол Павел свидетельствует, говоря: «тайный Божий Совет есть Христос, Которым открыты все сокровища премудрости и ведения» (ср.: Кол.12:2-3). Впрочем, слово не произносится прежде, чем оно образуется [т.е. в уме говорящего], так как природа слова рожденная. Так и Слово о Самом Себе свидетельствовало, что Оно не есть Само от Себя, но рождено, и что Оно – не Отец, а Сын, ибо сказало: «Бога... никто никогда не мог видеть, но Единородный... сущий в недре Отца, Сам возвестил нам о Нем» (ср.:Ин.1:18). И еще говорит: «И Я пришел от Отца» (ср.:Ин.5:43 и 16:28). И если скажешь, что то, что есть, не может быть рождено, ложным сделаешь свидетельство Писания, которое говорит: «было», а затем: «рожден из недра Отца Своего».

Работы которые могут быть Вам интерессными semioticheskij-metod-izucheniya-kulturi.html

semioticheskij-podhod-k-osmisleniyu-kulturi.html

semioticheskij-podhod-k-perevodcheskim-preobrazovaniyam.html

semioticheskij-treugolnik.html

semioticheski-kommunikativnoe.html

semioticheskoe-pole.html

semiotics.html

semiotika-cveta-specifika-cvetovih-znachenij-v-razlichnih-kulturno-semioticheskih-sistemah.html

semiotika-grech-semeion-znak-nauchnaya-disciplina-izuchayushaya-proizvodstvo-stroenie-i-funkcionirovanie-razlichnih-znakovih-sistem-hranyashih-i-peredayushih-informaciyu.html

semiotika-i-germenevtika.html

semiotika-i-klinicheskaya-diagnostika-nasledstvennoj-patologii.html

semiotika-i-sindromi-porazhenij-mochevidelitelnoj-sistemi.html

semiotika-istorii-v-rabotah-buspenskogo.html

semiotika-izmenenij-pokazatelej-perifericheskoj-krovi-pri-razlichnih-zabolevaniyah-u-detej.html

semiotika-kak-nauka-o-znakah.html

semiotika-klinicheskih-form-dizartrii-1-stranica.html

semiotika-klinicheskih-form-dizartrii-2-stranica.html

semiotika-klinicheskih-form-dizartrii-3-stranica.html

semiotika-klinicheskih-form-dizartrii-4-stranica.html

semiotika-klinicheskih-form-dizartrii-5-stranica.html

semiotika-klinicheskih-form-dizartrii-6-stranica.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ