Толкование Ветхого Завета Господом Иисусом Христом




Уникальностьевангельско­го богословия

Уникальность Евангелия заключается в том, что это не слово человека о Боге, а сло­во Бога, обращенное к человеку, — откровение, которое дается не через пророка (ветхозаветное откровение), а через явление Самого Сына Божия.

Однако новое божественное учение Господь преподал «не на произволь­но творимом, а на... устоявшемся язы­ке»[676]. В то же время евангельское богословие из­лагается не на языке фиксирован­ных терминов, оно не имеет строгой системы и вероучительных опреде­лений, которые обнаруживаются в более позднем богословии. Язык евангельского богословия от­личается тем, что носит образный характер: поучения предлагаются в виде ярких сравнений, метафор, притчей, которые нередко поражают своей парадоксальностью (напр., «кто станет сберегать душу свою, тот по­губит ее; а кто погубит ее, тот ожи­вит ее» — Лк 17:33; и др.). Многие об­разы заимствованы непосредственно из быта палестинских крестьян, ры­баков, ремесленников и т. п., что де­лает это богословие более открытым и понятным людям, к которым направ­лена проповедь Господа. Исходной базой языка евангельского богосло­вия служат тексты Священного Писания Ветхого Завета. Хорошее знание этих текстов людьми, к которым обращена пропо­ведь, позволяет Спасителю не толь­ко цитировать эти тексты, но и, заимствуя определенные образы и выражения, выстраивать сложные аллюзии и коннотации, причем не­редко эти образы в поучениях Спа­сителя приобретают дополнитель­ное развитие (ср., напр., притчу о злых виноградарях в Мф. 21:33-44 и Ис. 5 гл.).

Открытие и изучение межзавет­ной литературы, которая имела широкое хождение и была очень популярна в свое время (что доказывается боль­шим числом переводов на различ­ные языки), а также ближневосточного фольклора, внебиблейской идиома­тики, изречений авторитетов и афо­ризмов показали, что Господь в Сво­их поучениях и притчах нередко обращался и к этому живому мно­гообразному языковому материалу. Ряд примеров обнаруживает рази­тельные совпадения изречений Хри­ста с изречениями, содержащимися в межзаветной литературе (эти выражения со временем нашли свою фиксацию как в Евангелии, так и в Талмуде):

Мф 6.34 Довольно для каждого дня своей заботы. Берахот 96 Довольно для каждого часа его собственной заботы
Мк 2. 27 Суббота для человека, а не человек для субботы Йома 856 Суббота отдана вам, а не вы суб­боте.
Мф 9.17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие. Авот 4. 20 Бывает, что но­вый сосуд полон старого (вина), но бывает, что в ста­ром даже и моло­дого не найдется.

Господь использует хрестоматийные сравне­ния, идиомы, словесные штампы, закладывая в них новый, отвечающий духу Его проповеди смысл. Напр., евангельские слова: «...как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12) — оче­видно предполагают знакомство с утверждением рабби Гиллеля (кон. I в. до P. X.) и непо­средственно соотносятся с ним: «Не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. В этом весь Закон» (Шаббат 30а). Заключение Мф 7. 12: «...в этом закон и пророки» выглядит как прямая отсылка на слова Гиллеля. Но в то же время слова Господа развивают придают совершенно иное евангельское толкование. Если отрицательная фор­мулировка «золотого правила» у Гил­леля призвана лишь удержать чело­века от зла, поставить преграду неуважительному отношению к другому, то в словах Спасителя содержится побуждение к любви, к заботли­вому и самому внимательному отно­шению к ближним.

Нередко Господь, подразумевая хорошо известные Его слушателям выражения, не просто перестраивает их или наполняет иным содержанием, но самым не­ожиданным и парадоксальным обра­зом меняет их смысл, раскрывая при этом новые, выходящие за рамки привычных человеческих представ­лений отношения[677]. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Имевший широкое распространение апокриф «Завещание двенадцати патриар­хов» (II в. до P. Χ.— II в. по P. X.) содержит произносимые от лица патриарха Иосифа слова: «Голод мучил меня, но Сам Господь накормил меня. Одинок я был, и Бог утешил меня; я болен был, и Господь посетил меня; в темнице был я, и Бог мой смиловался надо мною»[678]. Не вызывает сомнений, что этот апокриф был известен современникам Спасителя, чем объясняются лексические совпадения со словами из евангельской притчи о Страшном Суде: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:35-36). Здесь несложно заметить, что трогательные и пол­ные благодарности Гос­поду слова Иосифа впол­не естественны и понят­ны: праведник испытывает скорбь, и Господь не оставляет его, но поддер­живает его и помогает ему, слова же Христа вызывают недоумение. Но при внешнем сходстве выражений обна­руживается разительный контраст: по Евангелию, оказывается, что не Бог, а че­ловек питает, поит, одевает, посеща­ет своего Господа. Недоуме­ние выражают не только грешники, но и праведники: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?» (Мф 25. 37). И Господь отвечает им: «Ис­тинно говорю вам: так как вы сдела­ли это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Так нередко в Евангелиях из «ветхой» темы возникает неожи­данное и парадоксальное по форме «новое» евангельское наставление.

Со­отношение авторитетов Закона Моисеева и Иисуса Христа

В иудаизме конца Второго храма, и в первую очередь среди фарисеев, наметилась тен­денция к абсолютизации Св.Писания вплоть до признания его предвеч­ного существования. Считалось, что отношением к Торе определялось отношение к Богу и иудейству в целом. Постоянное изучение и чтение Закона[679] рассматри­вались как путь к достижению со­вершенства и богопознания.

Содержание Торы и ее предписа­ний в иудейских направлениях по­нималось по-разному. Фарисейский раввинизм, который доминировал в синагоге времени Иисуса Христа, усматривал содержание Торы в сум­ме практических заповедей и запре­тов. При этом не делалось никакого различия между нравственными и обрядовыми заповедями. Всего на­считывали 613 отдельных предписа­ний (галахот), каждое из которых было окружено множеством казуистических частных толкований и определений (Талмуд. Пиркей Авот 3.13). Критика Иисусом Христом иудейского представления о Законе начинается с того, что Он толкует закон не по галахе т. е. не в рамках признанной тра­диции толкования, что неизбежно приводит к конфликту с книжника­ми и фарисеями. Иисус Христос толковал Закон (Тору) радикально.

Различие между Законом Моисея и галахой прежде всего выявляется из спора «об омывании рук» (Мк. 7:1-8) и следующей за ним речи «о корване» (жертвенный дар) (Мк. 7:9-13). В Евангелии от Матфея (15:1-9) эти предметы сведены воедино, в Евангелии от Луки они отсутству­ют, ибо в них обсуждаются вопросы, незнакомые христианам из язычни­ков, для кот. предназначалось это Евангелие. То, что простолюдины не соблюдали фарисейского обычая умывания рук, было повседневным явлением. Но когда Иисус Христос, Которого почитали «Учителем и Пророком», намеренно преступает обычай, это вызывает негодование фарисеев: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк. 7:5).

«Предание старцев» — это га­лаха. «Старцы» (οί πρεσβύτεροι) — уважаемые учителя прошлого, которых называли также «отцами». Согласно галахе, как разъясняется для неиудейских чи­тателей в Мк. 7:3, каждый должен умывать руки перед трапезой или по меньшей мере смочить их водой. В ответ, цитируя Ис. 29:13, Христос называет галаху об умывании рук «заповедью человеческой» (Мк. 7. 6-7) или «преданием человеческим» (Мк. 7:8), т. о., это предписание идет от людей, а не от Бога.

В Мк. 7:9-13 Иисус Хрис­тос показывает, что галаха может противоречить заповедям Божиим. Если, согласно галахе, сын в присут­ствии родителей дает обет: «Корван (то есть: «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», то родите­лям запрещалось пользоваться иму­ществом сына, но при этом от сына не требовалось отказаться от иму­щества в пользу храма (Мк 7:11-12; Мф 15:4-6). Так сын с помощью га­лахи имел возможность пренебречь обязанностью поддержать родите­лей. Этот пример, по словам Иисуса Христа, обличает состояние всей фарисейской системы галахи, по­скольку она включала такие предписания, которые могли бы оправдывать преступление заповеди Божией.

Авторитет Христа выше авторитета Торы

Иисус Христос очень часто ссылается на Св.Писание, однако авторитет Писа­ния определяется Им лишь тем, что все Писание свидетельствует о Нем. В споре с фарисеями Иисус гово­рит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). Только в Еван­гелии мы находим образ Учителя, Который, признавая высочайший авторитет Писания, постоянно ука­зывает на то, что Его авторитет несомненно выше: «Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам...» (Мф 5:21-22; ср.: Мф 5:38-39, 43-44). В рассказе о богатом юноше, где как нечто большее, чем исполнение заповедей, предполага­ется следование за Иисусом Христом (Мф 19:20; и мн. др. мест). Когда Господь говорит о том, что Он есть «путь», «свет», «жизнь», Он, раскрывая тем самым Свое мессиан­ское и божественное достоинство, использует эпитеты, которые фарисеи обычно прилагали к Торе.

Отношение Иисуса Христа к гала­хе сводится к следующему:

1) Иисус Христос строго различает ветхоза­ветный Закон Моисея (т. е. Тору) и гала­ху иудейских учителей;

2) Он критикует и даже отверга­ет галаху как «заповедь человечес­кую» и «предание человеческое», когда она ограничивает запо­ведь Божию или стремится обойти ее;

3) хотя к официальной галахе фарисейского раввинизма критичес­ки относились и ессеи, но они противо­поставили фарисейской галахе свое более радикальное толкование Закона; ессеи выступали против «стирателей границ», которые понижали требо­вания Торы, но о принципиальном от­казе от галахи у них не было речи, ибо такой критикой они дискре­дитировали бы и собственные правила тол­кования Закона;

4) Иисус Христос (в отличие от ессеев) не противопо­ставляет фарисейскому толкованию Закона Свое толкование; Он не ведет со Своим окружением дискуссию о новых способах толкования Закона, выведению из Закона законодальных норм, которые бы противопоставлялись фарисейским. Он пытается принципиально изменить отношение человека к Зако­ну как таковому. Отношение Спасителя к закону исключает всякую казуистику.

Примеры отношения Иисуса Христа к вет­хозаветному Закону.

Иисус Христос исполняет Закон

Семья Иисуса Христа соблюдала Закон. В Лк.2:21-32 описано исполнение заповеди об обрезании, очищении и жертвоприношении как об этом сказано в Исх. 13:2, 11-16 и Лев. 12:1-8: «если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола… в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его… По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику… Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста». Иосиф Обручник был мужем праведным, праведный Симеон встретил в храме младенца Иисуса. Если бы семья Иисуса жила не по заповедям Моисея Симеон не отдал бы ей такой чести. В 12-летнем возрасте Иисус посещает Иерусалим на Пасху со Своей семьей. А это Иосиф и Мария делали каждый год (Лк. 2:41). Как только Мать Иисуса напомнила ему о заповеди почтения родителей (Исх. 20:12), Он тут же оставил круг иудейских учителей и последовал за ней. Двоюродный брат Иисуса, Иоанн Креститель (в Мк. 6:20 назван «праведным»), был казнен за преданность Закону Моисея, ибо он обличал Ирода на основании заповеди: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев. 18:16). Родители Предтечи также названы «праведными пред Богом» (Лк. 1:6).

Иисус Христос Сам соблюдал субботу. Он ходил в синагогу «по обыкновению Своему» (Лк. 4:31), учил в дни субботние (Лк. 4:31). По субботам Он публично исцелял обычно «при наступлении вечера, когда заходило солнце» (Мк. 1:32). Он исцеляет в субботу тещу Симона, которая выздоровев не выходила из дома и т.о. не нарушила субботу (Мк. 1:30-31). Это же относится и к исцеленному у Овечьих ворот в Иерусалиме – бывший паралитик взял одежду и пошел внутри огороженного места не нарушая субботу (Ин. 5:1-6). Ученики Иисуса проходя по полям в субботу, вероятно, не срывали колосья, а подбирали их (Мф. 12:1). Творя добро в субботу Иисус делал резюме «можно в субботу творить добро» (Мк. 12:12), пользуясь правилом Гиллеля «от легкого к тяжелому».

Иисус Христос соблюдал предписаниям Пятикнижия в отношении пиши (соблюдал, мицвот о кашруте). В Лев. 11 гл. перечисляются виды наземных животных и обитателей вод, которые было разрешено евреям употреблять в пищу. Разрешалось употреблять животных с раздвоенными копытами и жующими жвачку, а также рыб, которая имеет чешую и плавники. Иисус Христос срывает плоды со смоковницы (Мк. 11:12-13), ест и другие разрешенные фрукты и зерновые. Его приглашает на трапезу фарисей (Лк. 7:36), который наверняка знает, что Иисус придерживается правил о кошерной пище. На пасхальное вечере у Христа нет других продуктов, кроме разрешенных к данному типу пасхальных трапез (пресный хлеб и вино, горькие травы и агнец, Лк. 22:7-38). Когда Христос насыщает тысячи людей, он использует хлеб и рыбу (Ин. 6:5-13). Хлеб и рыбу Он использует при насыщении учеников при последней встрече у Галилейского озера (Ин. 21 гл.). В притче о неводе, вытянувшем из воды рыб всякого рода (Мф. 13:47-49) под худыми рыбами могут пониматься нечистые. В споре с фарисеями о вкушении пищи нечистыми руками сомнению поддается характер омовения рук, а не необходимость вкушать только чистую еду (Мф. 15:11-20).

Ключевой фразой, подтверждающей, что Иисус Сам исполнял заповеди, является выражение: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Более того, из выражения «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12) можно сделать вывод, что несоблюдение закона ведет к потере человеком способность любить. Здесь под законом можно понимать весь объем норм поведения, выводимых иудеями I века из Пятикнижия Моисея.

Антитезы Нагорной Проповеди

В Нагор­ной проповеди позиция Иисуса Христа выражает полное признание за­кона: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:17-19).

Здесь подчеркивается, что Закон должен оста­ваться в силе без сокращения («ни одна йота или ни одна черта»). Но далее утверждается, что закон дол­жен оставаться в силе как целое «доколе не прейдет небо и земля», «пока не исполнится все», т. е. по­ка все не совершится[680]. Это дваж­ды повторенное «доколе» («пока») подчеркивает не только и не столь­ко длительность действия Закона, сколько установленный срок, предел его действия. «Доколе не прейдет небо и земля» имеет целью ска­зать не «навсегда», но, напротив, уста­навливает определенную границу: до конца века сего, этого мира. Закон не действует, как считали фарисеи и вслед за ними раввины, за предела­ми века сего, т. е. вечно, но «пока не исполнится все», т. е. пока эсхатоло­гические события не отменят «закон и пророков». Поэтому высказывание «Я пришел» (Мф 5:17), собственно, объявляет, что «исполнилось время» (Мк. 1:15), иными словами, событие исполне­ния уже реализуется в настоящем време­ни. Пришествие Иисуса Христа осу­ществилось не для того, чтобы «нарушить закон», как можно было бы предположить из Его высказываний о субботе (Мк 2:23 и слл.) и др., но, напротив, для того, чтобы его «ис­полнить».

«Исполнение» - это осуществление пророчества. Иисус Христос призывает к тому, чтобы Закон был исполнен так, как это было предсказано эсхатологически­ми пророчествами о времени спасе­ния, когда Закон, выражающий волю Божию, будет написан на сердцах людей и воля Божия бу­дет постигнута и соблюдена непос­редственно, без буквы Закона: «вот, наступают дни, говорит Господь, ко­гда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, гово­рит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34; ср.: Иез 11:19). То, что спасе­ние мира Иисусом Христом приносит исполнение Закона по этому пророчеству, — это неотъемлемая черта раннехристианского предания (ср.: 2Кор. 3:3, 6; Евр. 10:15-17). Благодаря при­шествию Спасителя Ветхий Закон как сис­тема законодательных предписаний потерял свою силу, т.к. время исполнения Закона - совершилось[681].

Антитезы Нагорной проповеди построены по единому образцу. Той или иной заповеди из Моисея (цитируемой не обязатель­но буквально, но по содержанию) противопоставляется как антитеза слово Иисуса: «вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам...». Антитезы заставляют задуматься, какой замысел Бога, какое Его стремление лежит в основе той или иной заповеди, чтобы в послушании изначальной воле Божией, не оста­навливаться на ее букве.

Так, Христос утверждает, что заповедь Божия «не убивай» не должна пониматься только буквально. Следуя глубинному смыслу заповеди, надо отка­заться и от гнева на ближнего, и от оскорбления его. Тот, кто этого не понимает и не чувствует, не войдет «в Царство Небесное» (Мф 5:20). Тот, кто не готов к такой «большей праведности», не может пребывать в согласии с Богом. И хотя иудей­ские учителя говорили о том, что человек нарушает волю Бога даже тогда, когда унижает другого, но все же это были только эле­ментарные нравственные поучения. Ветхозаветной этике любви к ближ­нему и ненависти к врагам Иисус Христос противопоставил учение о безграничной любви, вплоть до люб­ви к врагам: «а Я говорю вам: лю­бите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите не­навидящим вас и молитесь за оби­жающих вас и гонящих вас, да буде­те сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:44-45). Для Спасителя нормативно не то, что было вчера, не то, о чем возве­щали в прошлом, но то, что делает Бог сейчас и всегда. К этой очевид­ной доброте призываются ученики Иисуса Христа, если они действи­тельно желают стать сынами Отца Небесного. Именно в этом состоит «лучшая праведность», и только тот, кто к ней готов, может уже здесь, на земле, приобщиться к Царствию Не­бесному, т. е. находиться в совершен­ном общении с Богом.

Работы которые могут быть Вам интерессными vopros-69-doshkolnoe-obrazovanie-detej-s-narushennim-zreniem.html

vopros-69-ponyatie-i-yuridicheskaya-priroda-osvobozhdeniya-ot-ugolovnoj-otvetstvennosti-vidi-osvobozhdeniya-ot-ugolovnoj-otetstvennosti-i-ih-klassifikaciya.html

vopros-69-pravovoj-rezhim-zemel-predostavlennih-grazhdanam-dlya-vedeniya-sadovodstva-ogorodnichestva-i-dachnogo-hoz-va.html

vopros-69specialnie-metodi-obsledovaniya.html

vopros-69-tamozhennij-kontrol-za-mezhdunarodnimi-pochtovimi-otpravleniyami.html

vopros-69-zhivotnij-mir-kak-obekt-ispolzovaniya-i-ohrani-pravo-sobstvennosti-na-obekti-zhivotnogo-mira.html

vopros-6-absolyutnie-porogi-oshushenij-raznostnij-porog-metodi-izmereniya-porogov-v-klassicheskoj-psihofizike.html

vopros-6-atlantida-v-opisanii-platona.html

vopros-6-attestaciya-v-organah-vnutrennih-del.html

vopros-6-brending.html

vopros-6-chelovek-kak-individ-subekt-lichnost-individualnost.html

vopros-6-cherti-stilya-m-musorgskogo.html

vopros-6-chto-nazivaetsya-oborotnimi-sredstvami.html

vopros-6-dejstvie-tabaka-na-organizm-cheloveka-formirovanie-zavisimosti-pri-tabakokurenii.html

vopros-6-dejstvie-ugolovnogo-zakona-v-prostranstve.html

vopros-6-deklarirovanie-dohodov-kak-mera-preduprezhdeniya-korrupcii.html

vopros-6-dlya-vvoda-spiska-predopredelennih-schetov-neobhodimo.html

vopros-6-dohod-i-pribil-firmi-pravilo-maksimizacii-pribili.html

vopros-6ekonomicheskaya-sushnost-zatratnogo-podhoda-dostoinstva-i-nedostatki-metodika-chistih-aktivov.html

vopros-6-ekonomicheskij-cikl-harakteristika-mehanizm-i-prichini-kolebanij-v-ekonomicheskoj-dinamike.html

vopros-6-eksperimentalnie-metodi-v-profpsihologii.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ