Тема 16. Система органов государственной власти субъектов




Российской Федерации

Часа

Вопросы к обсуждению:

1. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, структура, основные полномочия. Порядок досрочного прекращения полномочий.

3. Особенности законодательного процесса в субъектах РФ.

4. Статус депутата законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

5. Система органов исполнительной власти субъекта РФ. Правовое положение высшего должностного лица субъекта РФ. Порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Досрочное прекращение полномочий.

6. Порядок формирования, структура и компетенция высшего исполнительного органа субъекта РФ.

7. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе и системе органов государственной власти; компетенция, порядок формирования, решения.

Практические задания:

1.В уставе одного из субъектов РФ предусматривается следую-
щая система органов государственной власти: Глава администра-
ции - руководитель (лидер) субъекта РФ, Государственный Совет -
высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган
власти, Верховный Суд - высший суд общей юрисдикции на тер-
ритории субъекта РФ, Главный прокурор - глава прокуратуры
субъекта РФ, назначаемый Главой администрации субъекта РФ.

Какие нарушения Федерального закона «Об общих принципах организации за-
конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» здесь допущены?

2. В уставе одной из областей содержатся положения, устанав-
ливающие, что:

• срок полномочий областного законодательного собрания со-
ставляет шесть лет;

• срок полномочий высшего должностного лица области — два

года;

• законы области подписывает председатель областного зако-
нодательного собрания.

Дайте конституционно-правовую оценку указанным положе-
ниям областного устава.

2. На основе Конституции РФ, Федерального закона «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»,
Постановлений Конституционного Суда РФ по делам о проверке
конституционности ряда положений Уставов Алтайского края, Чи-
тинской области и Конституции Республики Алтай ответьте на сле-
дующие вопросы:

Должна ли система органов государственной власти субъектов РФ строиться
по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном
уровне?

Какие формы взаимоотношений законодательных (представительных) и испол-
нительных органов государственной власти субъекты РФ обязаны устанавливать
в своих конституциях и уставах?

Какие формы взаимоотношений данных органов могут быть предусмотрены
самими субъектами РФ в статутных актах и законах?

4. Напишите доклады, в которых проанализируйте систему ор-
ганов государственной власти в конкретных субъектах РФ на осно-
вании конституций и уставов данных субъектов. Важно обратить
внимание на особенности организации власти на региональном
уровне, выделить институты, которые не встречаются в федераль-
ной системе разделения властей, оценить степень и объем самосто-
ятельности конкретного субъекта РФ в сфере установления соб-
ственной системы органов государственной власти.

При подготовке докладов необходимо использовать конститу-
ции и уставы субъектов РФ. Рекомендуется также изучить
дополнительную литературу к теме, самосто-
ятельно выявленные публикации в периодических изданиях.

Рекомендуемые источники:

Нормативные правовые акты и судебная практика:

1. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода-
тельных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1999. № 42. Ст. 5005.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г.
№ 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства РФ.1996. N 4. Ст.409.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г.
№ 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного Закона) Читинской области» // Собрание законодательства РФ.1996. N 7. Ст.700.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г.
№ 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства РФ.1997. N 51. Ст. 5877.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П
«По делу о проверке конституционности отдельных положений Федераль-
ного закона "Об общих принципах организации законодательных (пред-
ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъек-
тов РФ" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Туман) Рес-
публики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета-
Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ.2002. N 15. Ст.1497.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г.
№ 12-П По делу о проверке конституционности положений пункта 5 ста-
тьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах органи-
зации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ", статьи 108 Конституции Респуб-
лики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики
Саха (Якутия) и части 3 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О вы-
борах Президента Республики Саха (Якутия)"» // Собрание законодательства РФ 2002. N 28. Ст. 2909.

Литература:

1. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов РФ: Правовые
вопросы формирования, компетенции и организации работы-
льев. М., 2001.

2. Виноградов В.А. Об ограничении замещения высшими должност-
ными лицами субъектов РФ своих постов // Консти-
туционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 1.

3. Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В. А. Кряжков.
М., 2002.

4. Курманов М. М. Уклонение законодательного органа власти субъекта
РФ от приведения своих актов в соответствие с федеральным законода-
тельством: теория и практика // Конституционное и
муниципальное право. 2004. № 4.

5.Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодатель-
ной и исполнительной власти в субъектах РФ. М., 2000.

6. Маносейчук Т. М. Роль Закона об общих принципах организации
законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании
системы исполнительной власти // Правоведение. 2001. № 6.

7. Чиркин В. Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии
// Государство и право. 2003. № 7.

Тема 17. Конституционно-правовые основы местного самоуправления

В Российской Федерации

Часа

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие местного самоуправления, его назначение, основные функции.

2. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Правовые основы местного самоуправления.

4. Территориальные основы местного самоуправ­ления.

5. Структура органов местного самоуправления, порядок образования, компетенция и модели взаимодействия.

6. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

7. Финансово-экономические основы местного самоуправления.ъ

8. Гарантии местного самоуправления.

9. Ответственность органов местного самоуправления перед населением и государством.

Практические задания:

1. В уставе муниципального образования «Северный район»
закреплено положение, согласно которому глава муниципального
образования является высшим должностным лицом Северного рай-
она, одновременно осуществляя руководство представительным и
исполнительным органами местного самоуправления. Глава му-
ниципального образования может занимать эту должность по тру-
довому:O.двору (контракту).

Соответствует ли данное положение Федеральному закону «Об общих прин-
ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

Как соотносятся нормы конституционного и трудового права в сфере регули-
рования порядка принятия на работу главы муниципального образования?

2. Жители села Куликово приняли на местном референдуме
устав своего муниципального образования и обратились в област-
ное управление юстиции с просьбой зарегистрировать его. Управ-
ление юстиции в регистрации отказало на том основании, что данный устав предусматривал сельский сход жителей в качестве един-
ственного органа местного самоуправления, а создание представи-
тельного и исполнительного органов местного самоуправление не
предусматривалось.

Соответствует ли отказ управления юстиции в регистрации устава Федераль-
ному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-
сийской Федерации»?

3. На основе Конституции РФ, Постановления Конституционно-
го Суда РФ «По делу о проверке конституционности Закона Уд-
муртской Республики "О системе органов государственной власти
в Удмуртской Республике" и Постановления Конституционного Суда
РФ по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Кон-
ституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми
"Об органах исполнительной власти в Республике Коми"» ответьте
на следующие вопросы:

Осуществление местного самоуправления на той или иной территории — это
право или обязанность населения?

В каких случаях и в каком порядке допустимо распространение государствен-
ной власти на территории, на которой должно осуществляться или уже осуществ-
ляется местное самоуправление?

Могут ли органы местного самоуправления надеяться в полном объеме госу-
дарственными полномочиями?

Вправе ли местные органы власти наделить государственные органы полно-
мочиями по решению вопросов местного значения?

Рекомендуемые источники:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.

2. Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. // Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). М., 1994.

3. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1992.№33.-Ст.1915; СЗ РФ.-1996.-№49.-Ст.5503; 1999.-№14.-Ст.1665.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.-2003.-№40.-Ст.3822.

5. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации и быть избранным в органы местного самоуправления» // СЗ РФ.-1996.-№49.-Ст.5497.

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // СЗ РФ.-1998.-№2.-Ст.224; 1999.-№16.-Ст.1933.

7. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1998 г. «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации» // СЗ РФ.-1998.-№43.-Ст.5336.

8. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.-1999.-№42.-Ст.5011.

Литература:

1.Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 4.

2.Батанов А.В. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 4.

3.Бучинский В.В., Сафонов В.Е. Особенности конституционно-правового регулирования разграничения федерального и регионального законодательства в регламентации вопросов организации местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 2.

4.Бялкина Т.М. Законодательство субъектов Российской Федерации об уставах муниципальных образований // Журнал российского права.-1997.-№6.

5.Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. № 10.

6.Васильев В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра // Журнал российского права.-1997.-№8.

7.Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. N 7.

8.Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как одна из основных форм осуществления народовластия в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 7.

9.Дитятковский М.Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. N 11.

10. Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Конституционно-правовые проблемы нового порядка формирования представительного органа муниципального района // Право и политика. 2006. № 12.

11. Захаров И.В. Представительство населения на муниципальном уровне: конституционно-правовые аспекты // Право и политика. 2007. N 5.

12. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С.Мамут.-М., 1995.- 216 с.

13. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Рук.авт.колл. и отв.ред. Ю.А.Тихомиров.-М., 1997.- 113 с.

14. Ковешников Е.М. Российское муниципальное право: Краткий курс лекций.-М., 2000.- 204 с.

15. Кочеткова Н.В. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местное самоуправления перед государством // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6

16. Краснов М.А. Введение в муниципальное право.-М., 1993.- 162 с.

17. Крупочкин О.В. Институт отзыва в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 5.

18. Курочкин А.А. Правовые основы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправлении. 2007. № 9.

19. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.-М., 1997.- 401 с.

20. Мадьярова А.В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 2.

21. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // законодательство и экономика. 2003. № 12.

22. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы.-М.,1994.- 216 с.

23. Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: Теория и практика // Государство и право.-1993.-№6.- С. 19-32.

24. Муниципальное право: Учебник / Отв. ред. и руковод.авт.колл. А.И.Коваленко.-М., 1997.- 393 с.

25. Некенов А.В. О конституционном принципе финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансовое право. 2004. N 5.

26. Новиченко О.В. Местное самоуправление в системе публичной власти в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 12.

27. Невзоров Т.Б. Конституционное правовое государство и местное самоуправление (общетеоретические аспекты) // Правоведение.-1992.-№4.- С. 61-77.

28. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие.-М., 1997.- 209 с.

29. Постовой Н.А. Местное самоуправление: история, теория, практика.-М., 1995.

30. Пешин Н.Л. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.

31. Поддубная О.С. Некоторые аспекты разграничения предметов ведения между органами государственной и муниципальной власти // Право и политика. 2005. № 7.

32. Путин В.В. Нужно вернуть престиж местного самоуправления // Российская газета.-2001.-28 февраля.

33. Распопин М. Отрешение от должности главы муниципального образования // Законность. 2007. № 10.

34. Рыжков Ю. Делегирование государственных полномочий органами местного самоуправления // Законность. 2007. N 9.

35. Синцов В.Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.

36. Степанова А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.

37. Соловьев С.Г. Модели организации системы муниципальной власти: проблемы теории и практики // Современное право. 2006. № 7.

38. Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.

39. Лабезная Н. Хуже не будет. Но проблемы остаются // Муниципальная власть.-2000.-№5.-С.26-28.

40. Мокрый В.С. Безвластна местная власть // Парламентская газета.-2001.-24 февраля.

41. Хабриева Т.Я. Современная Конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. № 4.

42. Шугрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 7.



Работы которые могут быть Вам интерессными referat-na-temu-vibor-konfiguracii-kompyutera.html

referatov-dokladov-po-discipline.html

referatov-dokladov-soobshenij.html

referatov-i-ih-temi.html

referatov-kontrolnih-rabot.html

referat-po-fizkulture-na-temu-elementi-samokontrolya.html

referat-po-informatike.html

referat-po-istorii-farmacii.html

referat-problemi-razvitiya-predprinimatelstva-v-respublike-kazahstan.html

referattvorcheskaya-rabota.html

referat-tyumenskaya-oblast.html

referatu-kontrolnoї-roboti.html

reference-lyudina-yaka-mozhe-dati-rekomendacіyu.html

references.html

references-resumes.html

referencialnaya-illyuziya-i-intertekstualnost.html

referencing-in-the-reference-list.html

referencing-within-the-text.html

referenciya-i-problema-sushestvovaniya.html

referenciya-i-problema-tozhdestva.html

referentnie-dozi-pri-hronicheskom-peroralnom-postuplenii.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ