Техника 4. Определение внимания




—В------А—Сэ—Сп->

Внимание

То,на что клиенты обращают внимание, — одна из самых трудных для обнаружения когниций. Многие клиенты даже не понимают, что в ситуации не все попадает в фокус. Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что обращают внимание, отрицают избирательное вычленение стимулов из окружающего и утверждают, что сами стимулы вынуждают фокусировать внимание определенным образом.

Дайте своему клиенту инструкцию в следующий раз, когда он почувствует, что расстроен, создать мысленную картинку того, что его беспокоит. Если он сможет, пусть сделает список ключевых компонентов.

Затем предложите ему построить еще одну мысленную картинку, но уже сфокусировавшись на других ключевых компонентах. Это будет трудно, потому что к нему постоянно будет возвращаться изначальный образ. Вдохновите его на то, чтобы он продолжал эту работу: такая методика учит изменять свою точку зрения на различные проблемы и в реальной жизни.

Техника 5. Избирательность памяти

Упражнение 1

------А-----------В—;-------Сэ------Сп->

Избирательное запоминание

Объясните своему клиенту принципы избирательности памяти (возможный вариант такого объяснения приведен ниже):

«Каждый раз, предаваясь воспоминаниям о прошлом — о великих событиях, произошедших с вами, когда вы были старшеклассником, о своей первой любви, о том чудном времени, что вы провели, живя в Петербурге, — вы должны быть осторожны, потому что воспоминания могут обманывать. Вы могли создать фантазию о том, чего никогда не было, потому что выборочно опустили те предметы, эмоции и события, которые не совместимы с желаемым настроением. Принимая са-

■I


Психотерапиявиктимности

мообман за истину, вы воспринимаете это сфабрикованное прошлое как реальное. Иногда искаженная память о прошлом создает ощущение несчастья в настоящем. В таких случаях единственный способ получать удовлетворение сегодня — это заставить себя аккуратнее воспроизводить прошлое. Только в том случае, если вы будете вспоминать о своей истории самым беспристрастным и непредубежденным образом, уроки прошлого опыта станут вашим ориентиром. Относитесь к тому, что выбираете из прошлого, осторожнее».

Предложите клиенту письменно изложить его понимание избирательности памяти.

Упражнение 2

Смутное припоминание. Попросите клиента вспомнить какое-нибудь событие, но не в деталях, а только общее впечатление. Пусть он запишет свои воспоминания на бумаге дли надиктует на аудиокассету.

Релаксация. Введите клиента в состояние релаксации (обучить его навыкам релаксации следует заранее). Желательно включить запись со звуками природы или успокаивающей музыкой.

Детальное припоминание. Попросите его представить, что он путешествует назад в прошлое и возвращается к ранним эпизодам. Выберите определенную сцену для рассмотрения. Напомните клиенту, чтобы он подключил все ощущения для ее воспроизведения: зрение — какие цвета, освещение, предметы, движения, перспективу он видит? Слух — может ли он слышать разговоры? Воспринимает ли фоновые звуки, музыку, разговор в соседней комнате, гул машин на улице? Обоняние — какие отмечает запахи? Кинестетика — как двигается, стоит или лежит? Эмоции — чувствует он себя счастливым, грустным, испуганным, злым? С какой силой и в какой комбинации? Пройдите по всем ступеням, не перепрыгивая и не обобщая. Память можно стимулировать просматриванием фотографий, дневников и писем. Напомните клиенту о других событиях, происходивших в то время. Используйте любые подсказки, которые помогут ему вспомнить как можно больше деталей.

Запись. Законспектируйте или запишите на аудиокассету то, о чем вспомнил ваш клиент.

Сравните первое (смутное) воспоминание с последним (детальным). Что не удалось вспомнить сразу? Почему?


Глава 2

Техника 6. Определение атрибуции ------А--------В--------Сэ------Сп->

Атрибуция

Следующий важный предмет — это атрибуция (от англ. attribute — приписывать). Это то, что клиенты делают с мысленной картой окружающего мира, когда приписывают тем или иным явлениям причины и следствия. Они не находят и не открывают атрибуции, а создают их сами. Атрибуции могут быть абсолютно неверными, не иметь к причине никакого отношения, но клиент все равно выбирают именно их.

Предложите клиенту выбрать одну из самых проблемных для него ситуаций (АС).

Что, по его мнению, вызвало эту проблему?

Помогите ему составить список всех других возможных причин, какие он может себе представить. Продолжайте до тех пор, пока не составите большой список. Вместе найдите объективные доказательства «за» и «против» каждого пункта списка. Отберите причину с наибольшим числом доказательств «за» и наименьшим — «против».

Техника 7. Определение оценки

Интенсивность любой эмоции зависит в том числе и от того, как она была воспринята. Некоторые клиенты преувеличивают любую эмоцию. Негативная оценка эмоций порождает чрезвычайно низкую переносимость фрустрации. Если клиент говорит себе, что не может чего-либо вынести, это убеждение помешает ему справиться с чувствами.

Помогите клиенту составить список из десяти событий прошлого, которые сильно его расстроили. Отметьте степень расстройства на континууме от 1 до 2. На данном континууме вызванное событием расстройство оценено в 6 баллов.

Урон Расстройство

1------------2------------3------------4------------5------------6---------7

Небольшой Кошмарное и ужасное

Затем пусть клиент оценит реальный урон, который он понес вследствие этого события. На данном континууме показана оценка в 2 балла.

Разница в баллах показывает, насколько клиент преувеличивает события: +4.


Напомните клиенту, чтобы в следующий раз, когда он будет расстраиваться, он вспомнил, насколько преувеличивает событие, и попробовал снизить свое огорчение до реалистичного уровня.



Работы которые могут быть Вам интерессными razvitie-rebenka-kak-subekta-deyatelnosti.html

razvitie-rebenka-na-pervom-godu-zhizni.html

razvitie-rebenka-na-raznih-vozrastnih-etapah.html

razvitie-rebenka-ne-proishodit-bez-aktivnosti-samogo-doshkolnika-bez-vklyucheniya-mehanizmov-subektnosti.html

razvitie-rebenka-obshie-naviki.html

razvitie-rebenka-ot-1-mesyaca-do-1-goda.html

razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-17-let.html

razvitie-rebenka-v-muzikalnoj-deyatelnosti.html

razvitie-rebenka-v-usloviyah-raznoobraznih-vidov-deyatelnosti.html

razvitie-rechevogo-dihaniya.html

razvitie-rechevogo-dihaniya-i-golosa.html

razvitie-rechevogo-obsheniya.html

razvitie-rechevogo-obsheniya-u-detej-rannego-vozrasta.html

razvitie-rechevogo-sluha.html

razvitie-rechi-detej-v-ontogeneze.html

razvitie-rechi-i-duhovnogo-mira-cheloveka.html

razvitie-rechi-i-ee-vidi.html

razvitie-rechi-i-formirovanie-kommunikativnih-sposobnostej.html

razvitie-rechi-i-kommunikativnih-sklonnostej.html

razvitie-rechi-i-obsheniya-detej-s-ovz-in.html

razvitie-rechi-i-obsheniya.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ