Техника 3. «Концентрация внимания на чувствах» Метод 1. «Дифференцирование и объединение» Упражнение 1




Вэтом упражнении, поддерживая актуальность «здесь и сейчас» в качестве контекста, позвольте своему вниманию свободно играть с объектом, двигаться вокруг него. Постоянно сдвигающиеся фигуры и фоны обострят ваше ощущение разницы между «глазением» и видением, между смутным трансом и живым участием.

Для примера давайте рассмотрим такой обычный объект, как карандаш. (Позднее проделайте подобную процедуру с любым объектом по своему спонтанному выбору.) Заметьте прежде всего, что карандаш — та, именно та, уникальная вещь. Конечно, есть другие карандаши, но они другие, а не этот. Произнесите его название — «карандаш» — и ясно почувствуйте, что вещь — не слово.

Заметьте как можно больше качеств и особенностей этой вещи, которые ей присущи и ее составляют: цилиндрик черного графита, красноватое дерево, вес, твердость дерева, мягкость графита, его форму, желтую окраску его поверхности, вытисненную на нем торговую марку, кусочек резинки, прикрепленный к нему полоской жести, и т. д. и т. п.

Теперь подумайте о его функциях и возможных ролях в окружающем: им можно писать, им можно отметить какое-то место в книге, им можно поковырять в зубах, его можно нервно кусать; наконец, его можно продать. Подумайте о его более случайных ролях: он сгорит, если дом загорится, он попадет ребенку в глаз, если ребенок, бегая, на него наткнется, и т. д. Придумайте более отдаленные и экзотические ситуации: его можно подарить на Рождество; его могут съесть голодные термиты.

По мере того как вы абстрагируетесь от уникальной вещи, этого карандаша, многих его качеств и функций, обратите внимание, как в деталях они связываются друг с другом, образуя структуру; например, как дерево жестко держит графит и за-

Глава 3

щищает его, как рука держит деревянную оболочку карандаша и т. д.

Вы можете увидеть в этом эксперименте различные уровни абстракции: свойство карандаша «быть таким» — этого графита, заключенного в эту деревянную оболочку, покрытую этой желтой краской, отличной от всякой другой желтой краски в мире; далее — его очевидные функции, те, для которых он предназначен, далее — более случайные, даже фантастические способы его употребления. Постарайтесь собрать как можно больше подобных сведений и связать в одном данном опыте. Если рассмотрение объекта ведет вас к фантазиям, не избегайте их, но все время возвращайте к данному в опыте объекту.

Упражнение 2

Попробуйте поэкспериментировать с картиной, которая вам нравится. Обратите внимание на линии и контуры независимо от изображенных объектов; потом, отдельно, — на цветовые пятна и оттенки.

Обратите внимание на структуру, создаваемую пустотами между контурами основных объектов. Рассмотрите структуры, создаваемые каждым из цветов в отдельности, скажем, красным или голубым. Если картина создает иллюзию трехмерного пространства, последуйте за удаляющимися планами, отметьте, что — на переднем плане, что — на втором, что — вдали.

Проследите игру света и тени. Обратите внимание на фактуру, на технику мазка. Лишь после всего этого посмотрите на то, что изображено — сцена, портрет, пейзаж и т. п.; обычно с этого начинают и на этом фиксируются.

Упражнение 3

Попробуйте проделать такой же эксперимент с музыкальным отрывком. Если вы не привыкли к музыке или считаете себя «немузыкальным», обратите внимание прежде всего на то, как трудно вам вообще поддерживать контакт со звучащей музыкой; звуки скоро начинают казаться хаотическими, а вы впадаете в транс. В таком случае (лучше всего иметь возможность воспроизводить звукозапись снова и снова) попробуйте узнавать вступление определенного инструмента или обращать внимание только на ритм.

Работы которые могут быть Вам интерессными statya-8-polnomochiya-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-oblasti-gradostroitelnoj-deyatelnosti.html

statya-8-polnomochiya-prezidenta-respubliki-v-oblasti-obespecheniya-oboronosposobnosti-i-bezopasnosti-gosudarstva.html

statya-8-poryadok-formirovaniya-obshestvennoj-palati.html

statya-8-poryadok-provedeniya-matchej-kubka.html

statya-8poryadok-rastorzheniya-kontrakta.html

statya-8-poryadok-vneseniya-izmenenij-v-ustav.html

statya-8-postoyannoe-prozhivanie-inostrannih-grazhdan-v-rossijskoj-federacii.html

statya-8-prava-organov-mestnogo-samoupravleniya-reshemskogo-selskogo-poseleniya-na-reshenie-voprosov-ne-otnesennih-k-voprosam-mestnogo-znacheniya-poseleniya.html

statya-8-prava-uchastnikov-obshestva.html

statya-8-pravo-na-dostup-k-informacii.html

statya-8-pravo-na-perevod.html

statya-8-predostavlenie-zhilih-pomeshenij-specializirovannogo-zhilishnogo-fonda-denezhnaya-kompensaciya-za-naem-podnaem-zhilih-pomeshenij.html

statya-8-predsedatel-molodyozhnoj-dumi.html

statya-8-prekrashenie-priostanovlenie-polnomochij-mirovogo-sudi-i-zameshenie-vremenno-otsutstvuyushego-mirovogo-sudi.html

statya-8-prodolzhitelnost-poedinka.html

statya-8-proizvedeniya-ne-yavlyayushiesya-obektami-avtorskogo-prava.html

statya-8-prostie-richazhnie-vesi.html

statya-8-regulirovanie-strahovih-tarifov-po-obyazatelnomu-strahovaniyu.html

statya-8-religioznaya-organizaciya.html

statya-8-shtrafnaya-procentnaya-stavka-i-drugie-vidi-otvetstvennosti.html

statya-8-soglasovannie-dejstviya-hozyajstvuyushih-subektov.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ