Штурм Кудыкиной горы 4 страница




Лиса: Добрым быть?.. Ты что, заболел?

Волк: Нет, Лизавета, я здоров. Не пойду с тобой. И ты не ходи, зачем обижать маленьких цыплят и Барбоса обманывать? Это нехорошо.

Лиса: Ты как хочешь, Вова, а я пойду. (Уходит, напевая песенку.)

Я — лисичка, я — сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла. (Лиса уходит.)

2 действие

Волк (к детям): Ребята, надо спасать маленьких цыплят, правда?.. (Ответ детей.) Тогда надо предупредить пса Барбоса, (уходит.)

(Смена декораций: деревенский дом и Пес.)


Сказкотерапевтические театрализованные игры 279

Песня пса: День-деньской я дом стерег — Лучше нет работы. Дед и бабушка живут

Без страха и заботы.(На мотив песни "Зайчик".) Гав, гав, гав... Пес: Кто там идет? (Осматривается?) А это ты, Волчище. Чего пожаловал? Опять кур таскать? Мало я тебе бока обдирал? Волк (виновато): Нет, Барбос, не за тем я пришел. Я теперь добрый. Пес: С чего это ты добрым стал? Волк: Надоело, что все меня ругают за плохие поступки.

Хочу, чтобы меня хвалили и любили. Пес: Похвалу заслркить надо. Волк: Я пришел от беды вас спасти. Пес (снедоверием): А ты не обманываешь? Волк: Нет, я честный. Пришел тебя предупредить, что сейчас придет Лиса за цыплятами. Пес (встревоженно): Пусть только попробует. Я ее быстро

проучу. Спасибо, дрркище, что предупредил. Волк: Теперь ты веришь, что я добрый и с лисой не дррку? Пес: Верю, верю. Забегай в гости, я тебя косточкой угощу. Волк: Спасибо, забегу. А сейчас я пошел добрые дела делать.

3 действие

Автор: Идет Волк по лесу, а навстречу ему Медведь.

Медведь (ревет): Э-э, здравствуй, Вова. Куда это ты спешишь?

Волк: Добрые дела делать.

Медведь: Ой, да нам с тобой по пути.

Волк: Ты что, Миша, тоже добрым стал?

Медведь: Да, я добрый на еду. И с тобой поделюсь, если ты мне поможешь. Там Коза очень резвая, молодая. Набегаешься за ней, пока поймаешь.

Волк: Какая Коза? Ты про что, Миша?

Медведь: А ты разве не видел? На опушке Коза пасется, такая стройненькая, аппетитненькая.

Волк: У нас с тобой, видимо, разные понятия о добре.


280

Приложения

Медведь (удивленно): Как, Вова, я ведь всегда с тобой делился. Волк: Я, Миша, теперь только добрые поступки буду совершать: помогать старшим, младших защищать. Давай с тобой вместе будем добрые дела делать. Медведь: Н-е-т, Вова, нам с тобой не по пути. Уж очень я козлятину люблю. Прощай. (Уходит!) 4 действие Волк (к детям): Ребята, надо Козочку спасать, правда? (Ответ детей.) Пойду скорее, предупрежу ее об опасности. ( Уходит.) Автор: А в это время на опушке леса паслась Коза.

(Смена декораций: появляется Коза на опушке леса.) Песня Козы: Я — коза, я — коза, Очень черные глаза, Золотые рожки. Я копытцами стучу По лесной дорожке. Знают звери все в лесу — Это мои ножки. (На мотив польки "Кукла с Мишкой".) Коза: Ой, что-то сучки затрещали, кто-то сюда идет. Волк: Это я — Вова. Коза (дрожит): Зачем ты пришел? Я тебя боюсь, уходи.

Бе-е-е. Волк: Не бойся, я тебя спасать пришел. Коза: С каких это пор Волк Козу спасать начал? Волк: Я теперь добрые дела делаю, я исправился. Сейчас сюда придет Медведь за тобой. (Коза блеет.) Давай, я тебя отвяжу, а ты скорей беги домой. (Отвязываеткозу.) Коза: Спасибо, видно, ты и вправду добрым стал. Приходи

ко мне в гости — молоком угощу. Волк: Хорошо, зайду. (Коза убегает.)


Сказкотерапевтические театрализованные игры 281

5 действие

Автор: Идет Волк по лесу дальше и слышит, что кто-то за кустом плачет.

Волк: Никак, плачет кто-то. Надо помочь. (Заглядывает под елочки, находит Зайчонка.) Зайчонок, почему ты плачешь? Тебя кто-то обидел?

Зайчонок (всхлипывает): Я заблудился. Не знаю, куда идти. Меня мама, наверное, давно заждалась.

Волк: А где твой дом?

Зайчонок: На опушке под большой елкой.

Волк: Не плачь и не бойся меня. Я добрый, провожу тебя домой.

Зайчонок (радостно): Правда? Тогда пойдем скорее.

Песня "Всем советуем дружить" (идут и поют песню):

1. Всем советуем дрркить, Ссориться не смейте,

Без друзей нам не прожить (Волк) Ни за что на свете. Припев: Ни за что, ни за что,

Ни за что на свете. (2 раза Волк и Зайчик)

2. Не бросай друзей своих, Будь за них в ответе. Не давай в обиду их Никому на свете.

Припев: Никому, никому, никому на свете. (2 раза Волк и Зайчик)

Волк: Вот мы и пришли. Беги к своей маме и больше не теряйся.

Зайчонок: Спасибо. Заходи завтра утром, я тебя морковкой угощу.

Волк: Зайду.

(Зайчонок убегает.) (Кдетям) Ребята, как хорошо добрые дела совершать. Все тебя благодарят и в гости зовут. А вы помогаете друг другу?.. (Ответ детей.) А старших уважаете?.. (Ответ детей.) А младших не обижаете?.. (Ответ детей.) Молодцы. Пойду я дальше добрые поступки совершать. Когда помогаешь другим, то находишь много друзей. А ведь без друзей никак


282_____________________________________Приложения

нельзя, ребята, прожить — одному скучно на свете. Будьте добрыми, и у вас всегда будет много друзей. Песня "Настоящий друг" (поют Волк, Коза, Пес и Зайчонок}.

1. Дрркба крепкая не сломается, (Пес) Не расклеется от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий, верный друг. (2 раза: раз все

вместе, Коза во второй раз.)

2. Мы поссоримся — и помиримся.

"Не разлить водой" — шутят все вокруг. (Волк, Коза) И в полдень или в полночь друг придет на помощь — Вот что значит настоящий, верный друг. (2 раза: раз все вместе, Пес во второй раз.)

3. Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг. {Зайчонок) Нркным быть кому-то в трудную минуту — Вот что значит настоящий, верный друг. (2 раза: раз все вместе, Волк во второй) В помощь тем, у кого в семье "особый" ребенок, и

специалистам, работающим с семьями, в которых есть дети

с ограниченными возможностями здоровья.

Тамила, и Роман Чураевы

Пусть сказка былью станет...

Какая хорошенькая, крохотная уточка! Как тепло от ее тельца рукам, и как необычайно светло на сердце. А может, это солнышко у меня на ладонях? Сон... сладкий сон в ночь на Благую весть. Что-то будет... Что-то будет в моей жизни! Непременно замечательное и сказочно интересное.

Будни стали жемчужной нитью. Легкий бриз качает меня, как волну, от сознания своей неоспоримой необходимости. И одна только мысль иногда появляется в этом состоянии пьянящей невесомости: "Разве есть что-нибудь еще, кроме этой зарождающейся жизни? Кроме всепроникающей любви?" Спасибо тебе, Господи, за все пережитое мной! За эти счастливые дни! Наверное, каждая мать ожидает своего ребенка как чудо!


Пусть сказка былью станет...

283

Кто ты, девочка моя, если одна только мысль о тебе переполняет счастьем, если ангелы поют и играют для нас с тобой, во сне или наяву, рке нет никакой разницы — жизнь стала сладким сном!

Но вдруг нить, хоть и жемчужная, стянулась ледяным кольцом вокруг меня, крылья ангелов стали белыми халатами... И вот уже, по просьбе одного из них, считаю до пяти... раз... два... три...

Прихожу в себя от того, что бьют по щекам и просят дышать. Зачем?! Пустота и внутренний холод всецело владеют телом. Но я знаю — девочка моя жива! Пусть называют ее "килограммовым птенчиком", пусть ей только шесть, а не девять месяцев, пусть она так слаба, что не может самостоятельно дышать, но она ЖИВЕТ! Удивляйтесь люди таинству жизни! Кто предопределяет нам жизнь или смерть? Для чего? Можем ли мы сопротивляться этому? Должны ли об этом думать? Может, достаточно просто выкормить это материализовавшееся счастье, которое я держу на руках и которое так чутко откликается на мой голос?

Неркели, есть что-то, чего она не знает? Ведь она показала мне все: счастье и грезы, и даже смерть. Теперь моя очередь. И я не знаю, чего стоят земные знания. Такими нелепыми выглядят теперь все прежние навыки, опыт.

Но жизнь идет своим чередом, и сентиментальностям в ней места не осталось: работа, хлопоты, заботы. Мы понемножечку подрастаем с песнями и сказками. Должен ли ребенок плакать? Конечно, иначе не разовьются легкие. А мы заменили плачь пением: к трем месяцам я заметила, что мой человечек, засыпая, мурлычет себе колыбельные песенки, которые я ей обычно пою. Репертуар пополнялся довольно быстро, ни одна мелодия не пролетала мимо ее чутких ушек, и как забавно менялось при этом выражение личика!

А к году мы не просто знали много песен и классических пьес, наша девочка меняла их по обстоятельствам: устала — вальс, проголодалась — ладушки, а во время игр — веселые песни нашей пионерской юности... Нас это очень радовало: ведь талант ребенка — счастье для родителей.


284

Приложения

Но над нами нависала черная туча. В год ребенок не мог самостоятельно сидеть и вставать на ножки, и, к нашему ужасу, слабо видел.

Слушая убедительные доводы о том, что медицина невсесильна и мы, как взрослые и умные люди, должны это понимать, мы думали только об одном — если наша девочка выбрала нас, значит, в наших силах помочь ей войти в этот мир и идти своей дорогой.

Ребенок ставил перед нами очередную задачу выбора: развивать, учить или играть, не нагрркая при этом глаза? Как? Педагоги-художники, мы нашли такой способ.

Всем известны целебные свойства белой (голубой) глины. Ее-то мы и выбрали проводником в мир форм и пластики, в мир новых тактильных ощущений для своей чудо-девочки.

Прохладная и влажная, со своим тонким, почти библейским цветом, она стала незаменимой для занятий в жаркие летние дни. В другое время года мы использовали крутое тесто. Теперь рке мы лепим из пластилина.

Играя с глиной, она не просто узнала, а почувствовала, что такое сухое и мокрое, скользкое и гладкое, холодное и теплое. На своих пластических занятиях мы все делаем вместе, комментируя свои действия, задавая и отвечая друг другу на вопросы: "Я держу в руках комочек глины. А ты?" — "Я тоже". — "Я сделала шар. А ты умеешь делать шар из глины < — Да, я умею .

Мы лепим очередную сказку из нашей любимой книжки. Сказку, которую читали и перечитывали. Столько раз рассказывали вместе, что она стала нашей игрой: ведь так весело продолжить начатую мамой фразу. Общение "на равных" приводит ребенка в восторг: "Как мама!" А это рке первое самостоятельное сравнение, не долго пришлось ждать!

Но вот из фигурки Курочки Рябы ловкие пальчики уже мнут несколько комочков. "Ах, какая умница! Курочка наша снесла яички! А ну-ка, сколько же их? Надо сосчитать! Раз, два, три..." Это наш первый счет. А в речь плавно, без всякого напряжения входят новые слова, понятия, новые вопросы. Все это мы будем закреплять день за днем. Отработаем новые речевые упражнения:


Пусть сказка былью станет...

285

— Сколько персонажей в нашей сказке?

— Сколько пальчиков на руке? А у мамы?

— А у папы? А у детишек во дворе?

— А кто это в зеркале? Мама, папа, а это — я.

— А где твои ручки? Покажи в зеркале. А мамины? А папины? У нас у всех есть руки, ноги, голова с глазками, ушками, носом и ртом. Мы умеем держать, играть, кушать. Мы — люди.

Это рке не просто очередная речевая конструкция, это рке элементарный анализ. Ребенок учится делать вывод. Но пройдет еще два года, прежде чем она сделает первое свое серьезное заключение: "Бабушка устала — старый человек!"

А пока мы присматриваемся к животным, птичкам: лапки, ушки, коготки, крылышки, клювы. Как это все интересно, когда это можно все слепить самой из глины. Про своих зверюшек и птичек мы знаем много сказок. Мы в них играем: "Видишь, Солнышко, фигурка идет туда, куда ты ее ведешь. Потому что ты человек — можешь действовать сама!"

Теперь, когда мы лепим сказку, мы хорошо знаем, кто такие Старик и Старуха, Курочка Ряба и Мышка. А вот с яйцом у нас постоянные метаморфозы! Но это уже волшебная история...

Вместе мы читаем и детскую Библию, истории из Ветхого Завета о Сотворении Мира. И это очень интересно нашей девочке, а главное — понятно. С какой готовностью она садится рядом и следит пальчиком за чтением, разглядывает рисунки!

Наша умница и сама берет нужные ей книжки со своей полочки, листает их и "читает" наизусть, перелистывая и указывая пальцем на строку.

Но к новым книгам у нас особый интерес. Их просит читать еще и еще. Сейчас столько прекрасных книжек для детей, но с каждой из них нужно кропотливо работать совместно с ребенком. Иначе будет знакомая многим родителям картина — ребенок в груде разорванных книг. У нас тоже было несколько таких случаев — не смогли перевернуть страничку. Что ж, бывает! Пожалеем


286_____________________________________Приложения

о содеянном и склеим обрывки скотчем. Теперь это наши любимые книжки, и читаются они чаще других.

А уж рисовать на книжках и вовсе не стоит, когда есть большой белый лист, столько красок да еще и вода! Мы с таким интересом наблюдаем, как наш ребенок знакомится с новыми предметами, как разглядывает со всех сторон альбомный лист! Она так ловко крутила его в руках, нюхала и даже пробовала на зуб! Я не успевала даже комментировать ее действия от первого лица: "Я держу в руках лист. Какой он белый, гладкий, уголок колет ладошку — колется. Сколько углов? — Раз, два, три, четыре. Вот какой у меня квадрат. Белый, гладкий. Это — лист, мой лист. Я буду рисовать на чистом листе". Так день за днем, рисуя свои сказки и песенки, приговаривая, мы знакомимся со всеми цветами и оттенками. Названия их мы знали уже к трем годам.

Цветная бумага и ножницы — еще одна возможность творить самостоятельно. На глазах у изумленного ребенка из одного квадрата получаются два треугольника, которые, в свою очередь, делятся и становятся четырьмя, но рке маленькими треугольниками. И как старается наша девочка вернуть этим фигуркам первоначальную форму! Даже сердится, если не сразу получается.

Также, играя, осваиваем мы алфавит. Ведь у каждой сказки есть своя буква (карточка), а у каждой буквы своя сказка и своя песенка.

Наш ребенок рке многое знает и умеет. Мы решили, что подниматься, пусть даже к недосягаемым вершинам, радуясь вместе со своей девочкой успехам лучше, чем падать духом, осознавая, что она не во всем похожа на своих сверстников.

Сейчас даже страшно вспоминать, через что нам пришлось пройти. Как далеко не сразу отказались мы от лечения тех диагнозов, на которые так щедра современная медицина (ДЦП,нижний парапарез, спастическая диплегия, частичная атрофия зрительного нерва правого глаза, двусторонняя катаракта, нистагм...). Как пустили все свои средства на лекарства, которые мешками лежат до сих пор. А сколько из них нам пришлось употребить, пока ребенок сам не показал нам


Пусть сказка былью станет...

287

полную несостоятельность таблетки, давая страшную аллергическую реакцию на все наши попытки возобновить лечение! Мы были в отчаянье — ребенок стал бояться незнакомых людей, считая всех врагами, отказывалась даже от прогулок! Нам оставалось только одно — молиться о спасении Души, исцелении тела и прощении грехов...

Менялись мы, и менялось все вокруг нас. Жизнь обрела конкретную цель, наполнилась смыслом. Ребенок повел нас. И мы считаем, что поступаем правильно, доверяя своим чувствам. В нашу семью пришла телесноориентированная методика Рейки. Она позволяет добиваться максимального оз-доравливающего эффекта при помощи специальных прикосновений и наложения рук. Мы узнали и ощутили, что такое Всепроникающая и Всенаполняющая Жизненная сила. И вот уже более трех лет учимся жить в свободной от стереотипов действительности. "Душа обязана трудиться" — и именно эта работа определяет все состояние человека: здоровье и болезнь, горе и радость, успехи и неудачи.

Теперь рке совершенно очевидно, что с приходом Ребенка мы стали жить не как все "нормальные" люди (работа — дом — работа — развлечения — свечку в Храм). Мы поняли — перед нами "особый" ребенок. Он развивается своим путем, по своим особым законам, отличным от общеизвестных норм. У него СВОЙ РИТМ ЖИЗНИ, и нарушать его, деформировать форсированной нагрузкой не нужно.

Наша задача как родителей показать и научить, подать материал так, чтобы было понятно и интересно. А принять его или не принять — это ее выбор. Право человека.

Очень непросто жить так, как решили жить мы. Гораздо спокойнее ходить (пусть даже бегать, не поднимая головы от забот) по кругу, перекладывая ответственность за свою жизнь на всевозможные инстанции, а по сути — на себе подобных, "бегающих" людей. Это замкнутый круг, бег по которому, тем не менее, дает возможность говорить, жалея и оправдывая себя: "Я же сделал все, что мог!" Наша девочка дала нам понять — на жалость к себе, на перекладывание ответственности на других — ВРЕМЕНИ НЕТ!


288

Приложения

Можно добросовестно лечиться и надеяться пожить "потом", когда будет получше. А мы, набравшись смелости, просто ЖИВЕМ, любим свою девочку, учим ее и учимся сами, а лечение стало у нас одной из форм гармоничного развития ребенка. Сеансы Рейки дают необходимое перед сном и после активных занятий расслабление. А после нескольких пиявочек ребенок стал самостоятельно садиться. Наш доктор назвал это "обыкновенным чудом гирузотера-пии" (в процессе которой очищается кровь, выводятся из органов токсины, и организм может развиваться и расти с новой силой). Далее, последовало "обыкновенное чудо рефлексотерапии" — ребенок встал на ножки! И все это после первого курса иглоукалывания у нашего дорогого и любимого доктора Ван Шау Чен (прекрасного человека и врача, дочери доктора китайской медицины, занесенного в книгу выдающихся людей Китая за беззаветное служение своему делу — помощи больным). Девочка стала расцветать на наших глазах: каждый месяц подрастала на 2-2,5 см, очистились и заблестели глазки, все вокруг ей стало так интересно и 1гуж-но, и все хотелось делать самой!

Оживились и наши занятия музыкой. От музыкальных игрушек: металлофона, бубна, детских органов мы перешли к настоящему инструменту. Теперь, когда мы уже знаем клавиатуру, почти весь свой песенный репертуар мы поем под аккомпанемент. Однако любимым произведением нашего ребенка стали гаммы! Не перестаем удивляться и тому, что любимая книга девочки — сольфеджио, как она говорит: "Гамманная книжка"!

Ребенок не пропускает ни один звук. Ее в такой восторг привело пение петуха, что все лето она просыпалась на заре, чтобы пропеть с петухом его утреннюю арию. А с очередной прогулки мы вернулись с очаровательной маленькой кошечкой. Она ласкалась к дочке и решила жить вместе с нами. Теперь у нас рке три чудных пушистых котенка. Хорошо, что мы живем в деревне — места всем хватает.

Тем же летом мы сделали у себя во дворе деревянный городок: несколько бревен сложили колодцем, на одной стороне сделали лесенку наверх, а вниз — горку. Постелили


Пусть сказка былью станет...____________________289

коврик, огородили перилами и брусьями, даже подняли над этим сказочным городком флажок (ведь у каждой настоящей Принцессы есть свой флаг и герб!).

Сколько новых подвижных игр стал придумывать наш человечек! Как активно, а главное, самостоятельно стала двигаться: подтягиваться, лазить и перелезать, сидеть на жердочке и даже спрыгивать с бревнышка на коврик, держась за брусья. А до любимой горки не так просто добраться: нужно подлезть или перелезть через брусья, забраться вверх по лесенке до бревнышка-площадки, потом сесть и оттолкнуться...

Все это — простые движения, доступные каждому ребенку. Но для нас они бесценны — ведь это первые активные действия человека, который не может пока самостоятельно ходить и слабо видит.

Быстро пролетело короткое северное лето. Но мы набрались сил на солнышке, играя на своей площадке, плескаясь в озере, собирая ягоды и травы для чая. Долгими осенними и зимними вечерами хорошо, сидя у камина, пить цветочный чай и вспоминать жаркие дни, слушать музыку, петь и, конечно, рассказывать сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил богатый купец, именитый человек..." Рассказывая друг другу сказки, пытаясь постичь их скрытый смысл, мы "обучая, учились".

Как трудно не сравнивать своего ребенка с другими детьми! Постоянно напоминать себе, что все дети разные и развиваются по-своему. Кто-то вырастает незаметно для окружающих, а кого-то надо терпеливо всему учить, сдерживая свое нетерпение и слезы...

Мы убедились, что в процессе обучения и воспитания ребенок последовательно проходит три этапа: сначала он "впитывает" информацию, потом подражает взрослому и далее приобретает свой личный опыт. В силу физических особенностей нашего ребенка, его доступ к сенсорно-перцептивной информации ограничен. Поэтому все игры и упражнения мы прорабатывали, проживали вместе с ней, стимулируя ее самостоятельные действия. Только так она сможет накапливать личный опыт, быть активной, не замыкаться в себе, не быть несчастным членом семьи.

10 «Сказкотерапия»


290_____________________________________Приложения

Глядя на свою девочку, мы радовались тому, как она подросла и окрепла, как активно и разнообразно стала двигаться. Мы даже поставили ее на роликовые коньки! Наша детская кроватка тоже на колесиках, без дна, она заменила нам страховочные бортики на время "фигурного катания". Конечно, дочка сначала только держалась за кроватку двумя руками, а ноги передвигали ей мы, в такт музыки или под счет. "Раз, два, нога — вперед — назад — вверх — вниз". Но уже через несколько дней она "танцевала" под музыку в своем импровизированном манеже и даже катала его по всей комнате!

Стоя на роликах, она была вынуждена держать спинку прямо и, не подгибая колени, стоять на всей стопе (а не на носочках) — ведь только так можно удержаться на роликах. Это стало еще одной нашей победой: значительно улучшилась осанка и выпрямились ножки. Теперь, прогуливаясь по дому и держась за специально сделанные для нее перильца, наша девочка все чаще сама отпускала ручки. Роликовые коньки стали у нас и тренажером и утяжелителем (помимо ортопедических ботиночек). С их помощью стали возможными занятия ритмикой.

Выбор музыки для игр и упражнений — дело непростое и серьезное. С одной стороны, всегда полезно слушать классические произведения Моцарта, Баха, Альбинони, Вивальди, Гайдна, Чайковского, Глинки, Штрауса. Но, с другой стороны, малышу необходимо активно действовать самому, творить. Для этого есть прекрасные музыкальные игрушки и ничем не заменимое пение. Сейчас, в свои четыре года, наша девочка поет детские оперы, музыкальные сказки, после первого прослушивания подхватывает новые сложные мелодии. Так, нашей веселой игрой стало прохлопывание наугад различных музыкальных ритмов.

А начиналось все с народных песен, которые мы не спеша пели вместе, вслушиваясь в каждый звук, широко раскрывая рот и четко пропевая каждую букву из песни.

Для игр мы подбирали фольклорную музыку из "Коллекции мировой музыкальной библиотеки" ("Word Musik Library" ), потому что фольклорная тема оживляет даже стройные классические произведения.


Пусть сказка былью станет...____________________291

Незаменимой во время массажа, растяжек и упражнений на расслабление стала музыка из серии "Звуки Природы" и "Целительные Звуки". Ребенок замирает, когда слушает колокольные звоны русского Севера, и испытывает удовольствие, растворяясь в тонкой ритмичной музыке современного индийского композитора Рави Шанкара.

Но есть у нас и музыка для серьезной каждодневной работы. Как считают суфии (древнеиндийские философы), то, что мы привыкли называть музыкой, есть гармония слышимых нот. В действительности, существует музыка в цвете, линиях, формах, природе. Эта музыка более совершенна, нежели чем создаваемая человеком. Шелест листвы, бег воды — все имеет свой ритм, тон и гармонию. Во всех произведениях искусства нам нравится гармония и ритм фраз, идей, движений. Наше тело, различные его части также работают в определенном ритме. Ребенок, придя в Мир, начинает двигать своими ручками и ножками в некотором музыкальном ритме. Нам доставляет удовольствие та музыка, которая соответствует ритму и тону, удерживающему все наше существо в целостности. Ум и тело человека, окружающий его мир — есть музыка, вибрация. Каждый звук несет в себе определенный смысл, энергию, информацию.

Когда мы занимаемся активными физическими упражнениями, наш дом наполняется звуками древних мантр Риг-веды, Гайатары, Тибетских монахов. Это помогает нам успокоиться, отойти от суеты, настроиться на серьезную работу, ощутить уверенность и силу, гармонию и целеустремленность.

В атмосфере духовной музыки мы учим нашу девочку прислушиваться к себе и ощущать вибрацию древних мантр, ощущать свое тело и, главное, кости. Для этого мы делаем круговые (по спирали) движения позвоночником, подхватив ее чуть выше талии и придерживая ее ножки своими коленями. Пошлепываем, а затем и простукиваем открытой ладонью ее всю, начиная от пальчиков ног, а по выступающим костям "массируем" пальцами рук мелкой вибрирующей дрожью. Переоценить значение этого упражнения трудно, потому что скелет человека — это воспринимающая разнообразные частоты мира антенна. Она, как камертон,


292

Приложения

настраивает все органы и ткани организма, для того чтобы он звучал "чистыми звуками Вселенной".

Предшествовала этому упорная работа и наша, и помогавших нам специалистов, и, главное, самого маленького человека, так чутко откликавшегося на все наши душевные порывы и поиск. Ведь еще совсем недавно мы не могли даже расслабить мышцы ее ножек. Делали всевозможные потягивания, разминания и растирания всего тела. Около года принимали тибетские минеральные добавки к пище.

По мере того как уменьшалась спастика, мы добавляли упражнения на "раскручивание" коленных и голеностопных суставов. Плотно обхватив стопу ребенка практически за пальцы ног, плавно управляли ею, описывая круговые движения ("велосипед"). При этом акцентировали внимание на дыхании: "Дышать только носиком, рот закрыт".

Не очень сложные и такие приятные для ребенка динамические растяжки всего тела мы старались комментировать так: "Я поворачиваюсь", "Я потянулась", "Моя ножка", "Моя ручка" и пр. Вот одно из наших упражнений-растяжек — скручивание корпуса:

Ребенок лежит на животике. Сидя сбоку, взрослый накладывает руки на плечевой и тазобедренный суставы ребенка. Одновременными разнонаправленными движениями (правая рука — к себе, левая — от себя, и наоборот) производит скручивание.

После того как ребенок расслабился, его суставы стали более подвижными, мы переходим к более смелому упражнению — растягивание всего тела. Мама берет ребенка за руки, папа — за ноги. Так мы раскачиваем свою девочку из стороны в сторону, вперед—назад, что приводит ребенка в полный восторг.

Все наши упражнения хорошо дополняются играми с мячиками и шарами разной величины. Мы их катаем и бросаем друг другу. Пиная ногами, играем в футбол. Сначала мы помогали дочери ловить мяч, держа ее руки. Теперь она ловит мяч сама, даже сидя на большом терапевтическом мяче и сохраняя равновесие. Для нас такие достижения — большая радость.


Игровая скаъкотетрапия для "особых" детей_______293

Вопреки самым неутешительным прогнозам, мы всегда верили в то, что в один сказочно прекрасный день наша девочка встанет и пойдет...

И такой день настал!

Фейерверков и торжеств мы не устраивали. Мы сели обнявшись и смотрели, как осторожно, не спеша передвигает наша дочь тонкие, как у олененка, ножки... Слушали, как забавно и умело подбадривает она свой каждый шаг... Смотрели на кучу ортопедических приспособлений: неужели все это нам больше не нужно?! Мы думали о том, с каким же трудом и отчего именно так входит этот ребенок в наш Мир... Так ли он прекрасен, или просто необходим нам?.. Воистину, "если звезды зажигаются на небе, значит, это кому-то нужно!.."

Оксана Смирнова

Игровая сказкотерапия дпя "особых"

Работы которые могут быть Вам интерессными etapi-osvoeniya-uchebnoj-disciplini-istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij-po-temam-i-chasam.html

etapi-otbora-investicionnogo-proekta.html

etapi-otbora-personala.html

etapi-otkritiya-tretego-glaza.html

etapi-oznakomleniya-s-proizvedeniyami-izobrazitelnogo-iskusstva.html

etapi-pedagogicheskogo-kontrolya.html

etapi-pedagogicheskogo-processa.html

etapi-peredachi-signala-v-himicheskom-sinapse.html

etapi-peregovornogo-processa.html

etapi-perehoda-k-informacionnomu-obshestvu.html

etapi-pererabotki-informacii.html

etapi-periodi-i-stadii-ontogeneza.html

etapi-perspektivnoj-podgotovki-prepodavatelya-k-zanyatiyam.html

etapi-planirovaniya-deyatelnosti-celepolaganie.html

etapi-pobudovi-ekonomіko-matematichnoї-modelі.html

etap-i-podgotovitelnij-etap.html

etapi-podgotovka-k-sobesedovaniyu-pri-trudoustrojstve-i-stile-povedeniya-soiskatelya.html

etap-ipodgotovka-rastitelnogo-materiala-i-ekstragenta-smesi-ekstragentov.html

etapi-podgotovki-bakalavrskoj-raboti.html

etapi-podgotovki-diplomnogo-proekta.html

etapi-podgotovki-dokumentov.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ