Реализм В Драматургии И Театре




По Добролюбову, пьеса застает Катерину в момент перехода от детства к ... Искал он отражения русского национального характера и в прошлом в пере... Это была комедия Лиса Патрикеевна, в основу которой были положены собы... Одним из представителей народа является земский староста Нижнего посад... вычленение относительно самостоятельной структуры актов достигается, в...

Литература 1. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17 19 веков Кн. для учителя М. Просвещение, 1983. 2. ЕвнинФ.И. Реализм Достоевского.

В сб. Проблемы типологии русского реализма. М. 1969 3. Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. Издат. Художественная литература М 1969. 4. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М 1948. 5. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 начала 20 века Учеб. Для филол. спец. вузов 3-е изд испр. и доп. М. Высшая школа, 1988. 6. В.В. Основин Русская драматургия второй половины 19 века.

28) ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА.

Особенности европейской культуры XIX века Мировоззренческие позиции истории и культуры XIX века являются продолжением эпохи Просвещения: рационализм, т.е. организация всей деятельности с помощью разума, научно и эмпирически обоснованных принципов, правил, процедур, технологий; рассмотрение человека как высшей цели мироздания; сциентизм - высокая роль науки в истории и культуре, в идейной жизни общества; европоцентризм - концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, литературы происходит только в Европе. В Англии XIX века впервые ставится вопрос о различии, а иногда и противопоставлении культуры и цивилизации. По мнению английского философа С. Кольриджа цивилизация без культуры дезинтегрирует и даже развращает общество, в то время как культура обеспечивает гармоническое развитие его. Рассматривая эту проблему и критикуя современную ему цивилизацию, М. Арнолд в своей книге «Культура и анархия» утверждает, что корни социального зла таятся как в развитии индустриализации, так и в демократических процессах общества. В этом он усматривает опасность утраты традиционных духовных идеалов и ценностей. Он считает, что только интеллектуальная элита может быть подлинным выразителем идеи культурного прогресса общества2. Из этого характерного для XIX века противопоставления культуры и цивилизации возникает известная концепция «элитарной культуры». Она прослеживается в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Художественная культура Европы XIX века обосновывалась развитием капитализма и нарастанием противоречий между гармоничной личностью и социальными отношениями капиталистического общества. Именно личность становится главной в производстве искусства и литературы и не просто, а в сложных взаимоотношениях с современным миром. В этот период особенно широко начинают развиваться международные связи и в первую очередь всесторонний обмен в области материального и духовного производства, поэтому стили, направления, зарождающиеся в одной стране, быстро распространяются по всему миру. Для художественной культуры XIX века характерен и факт потери стилистической целостности (господства в один период – одного стиля и, причём и в архитектуре, и в литературе, и в живописи, и в музыке). На смену романтизму к 40-м годам приходит новое культурно-художественное направление – реализм, которое было обусловлено попыткой дать художественное осмысление действительности с её стержневыми противоречиями. Исходя из этого, основной метод реализма – всеобъемлющее отражение жизненной правды. В художественную концепцию включался социологический анализ и психологическое рассмотрение мира. В литературе авторы пытались ставить своих героев в конкретные исторические условия. Во второй половине XIX века, с обострением противоречий капиталистического мира, цельные художественные течения заменяют крупные творческие индивидуальности, каждая из которых утверждает свои законы творчества, имеет свою художественную систему. Художественная культура вступает в эпоху декадентства, эпоху кризиса,


Европейская культура первой половины XX века

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно было проведено в США.

Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволяли противоречиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-е годы. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы.

К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы - капитализм и социализм, - противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.

Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной - сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.

В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов по поводу одного и того же явления.

Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной Запада.

В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который - «Боги жаждут». Второму мировую известность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «Семья Тибо», дающего широкую панораму Франции.

Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю - романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе».

Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период ее представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого - «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» - созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго - «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» - отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.

Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своими историческими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» и др. Ремарк выразил мироощущение «потерянного поколения». Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др.

Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую славу принесла трилогия «Сага о Форсайтах». Второй известен как автор романа «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах - драме, романе, новелле.

На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повести-притчи «Старик и море» жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.

Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны СМИ. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард.

Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существенные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости. Он не до конца порывает с прошлым, испытывает разлад с настоящим, не слишком верит в будущее. Отсюда его асоциальность, иногда переходящая в антисоциальность. В отношениях с наукой он колеблется между тесным сотрудничеством с ней и полным ее непринятием.

Модернизм полон меланхолии, отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий потенциал. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.

Стиль «модерн» (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главным его представителями были Х. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. «Модерн» во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.

В своих манифестах он призывал к «тотальному обновлению искусства». Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине. Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом.

Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля «модерн», испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники - А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке - выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выживания. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.

А. Матисс - глава течения - определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета». Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты. Среди его произведений особо выделяются «Радость жизни», «Танец», «Музыка», «Красные рыбаки». Фовизм был открыт обществу. Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но и в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир.

Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э. Мунка «Крик» (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы «Мост» (1905). Он получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее.

Экспрессионизм более решительно порывает с традиционными искусством, более открыто, устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Ради этого он смело идет на нарушение пропорций и деформацию изображаемого предмета. Экспрессионизм проявляет максимализм и в выборе выразительных средств, и в усилии субъективного начала. Художники-экспрессионисты создали внутреннее напряжение, взрывчатые формы. Они писали свои полотна яркими, ядовито-красными или синими красками и с радужными контурными очертаниями. Экспрессионизм опирался большей частью на иррационализм, философию жизни В. Дильтея и Ф. Ницше, теорию бессознательного З. Фрейда, скептически воспринимал науку. Для него была характерна острая социальная и антивоенная позиция.

Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.

Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Пикассо также подчеркивал, что в живописи «важны только находки». Самыми известными его произведениями являются «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», «Герника», «Голубь мира». В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации - заводы, трубы, бутылки, зонты и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства.

Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; и в России - В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.

Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, «эстетику локомотивов, монопланов и автомобилей». Машина для них казалась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм был в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма. Большинство придерживалось левых позиций.

Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З. Фрейда.

Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения - «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны», «Осеннее каннибальство». Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека Он не сторонился политики, объявляя себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства.

В целом первая половина XX века была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

29) МОДЕРНИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 20 ВЕКА.

Термином модернизм (от фран. – новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Субъективность миропонимания – в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом, именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе, поэтому человек обязан жить согласно тем нормам поведения и поступкам, которые соответствуют его душевному устройству, не создающими дискомфорта с самим собой и если для этого требуется вынужденное одиночество, то он должен выпасть из привычного социума. Сартр (Франция), Камю, Кафка (Австрия) – литераторы. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.

Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью.

Виды и формы художественной культуры модернизма.

Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому). В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философии авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангарда художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.

30) ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО МОДЕРНИЗМА.



Работы которые могут быть Вам интерессными trebovaniya-k-lichnosti-uchitelya-v-trudah-korifeev-pedagogiki.html

trebovaniya-k-lichnostnim-kachestvam-pedagoga.html

trebovaniya-k-licu-otvetstvennomu-za-el-hoz-vo-predpriyatiya-i-k-el-teh-personalu-el-tehnologicheskij-i-neelektrotehnologicheskij-personal.html

trebovaniya-k-lingvisticheskomu-oformleniyu.html

trebovaniya-k-logopedicheskomu-kabinetu.html

trebovaniya-k-magisterskoj-dissertacii.html

trebovaniya-k-magistrantu-pri-izuchenii-detskoj-gruppi.html

trebovaniya-k-markirovke-produkcii-dlya-detej-i-podrostkov.html

trebovaniya-k-markirovke-tovarov.html

trebovaniya-k-mashinam-i-energoemkost-poliva.html

trebovaniya-k-mashinam-i-kriterii-ih-kachestva.html

trebovaniya-k-massazhistu.html

trebovaniya-k-masshtabam-kart.html

trebovaniya-k-matematicheskim-modelyam.html

trebovaniya-k-matematicheskoj-podgotovke-uchashihsya.html

trebovaniya-k-materialam-dlya-publikacii.html

trebovaniya-k-materialam-doklada.html

trebovaniya-k-materialam.html

trebovaniya-k-materialam-i-komplektuyushim-detalyam.html

trebovaniya-k-materialam-i-rukopisyam.html

trebovaniya-k-materialam-konferencii.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ