Разряды частиц по значению




При описании частицы принято делить на группы по значению.
Это деление оказывается условным прежде всего потому, что большин-
ство частиц многозначно и в зависимости от употребления может
включаться в разные разряды. Например, частица не выражает отрица-
ние. Если не стоит перед сказуемым, предложение является общеотрица-
тельным. Если не стоит перед каким-нибудь другим членом, предложе-
ние оказывается частноотрицательным: отец не пришел / пришел не
отец. В то же время, соединяясь с формой будущего времени глаголов
СВ с приставкой на-, частица не может указывать на действие длящееся,
беспредельное: Напекла блинов Оринушка, не насмотрится на Ванюшку
(Некрасов). В предложениях типа Умна, хороша собой, добра. Чем тебе
не невеста? не передает положительную оценку. В вопросительных
предложениях со словом ли частица не втянута в выражение предполо-
жения (Не на четверг ли назначена операция?). Вместе с частицей еще бы
не обозначает категорическое утверждение (—Довольна?— Еще бы не
довольна). Частица в одном и том же предложении одновременно может
выражать несколько значений. Например, в следующем тексте частица
только, оставаясь ограничительно-выделительной, передает еще оценку
(немного): Я мужем ей не был, Я другом ей не был — Я только ходил по
следам. Сегодня отдал я ей синее небо, А завтра всю землю отдам
(Светлов).


Выделяются так называемые смысловые (логические, акцентирую-
щие), модальные и эмоционально-экспрессивные частицы.

Примечания. 1) В некоторых работах частицы разбиваются на две группы, модальные и немодальные частицы. См., например, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант. Краткий справочник по русскому языку под ред. П. А. Леканта. Второе издание. М., 1995.

2) Существует традиция выделять разряд формо- и словообразую-
щих частиц (частицы-аффиксы): те (читайте), бы (читал бы), ся (дом строится), кое: -нибудь, -либо. -то (кое-кто, кто-нибудь, кто-либо, кто-то и т. п.) и нек. др. С точки зрения синхронных отношений это выделение некорректно. Частицы при всей их пестроте и разнообразии являются отдельными лексемами, а не компонентами словоформ, поэтому единицы, получившие в языке статус агглютинативной морфемы (В. В. Виноградов) не должны относиться к данной части речи.

3) Не, ни, то употребляются и как частицы, и как аффиксы.

В смысловые частицы входят: 1) указательные (вон, вот, вот и.
это), 2) определительно-уточняющие (именно, точно, ровно, как раз, про-
сто и др.), 3) выделительно-ограничительные (единственно, исключи-
тельно, только, лишь, же).

Примечание. В. В. Виноградов к немодальным относил только указа-
тельные и уточнительные частицы, справедливо полагая, что основ-
ная масса частиц в современном русском языке имеет отношение
к модальности 114.

Модальные частицы связаны с модальностью в самом широком ее
понимании. Модальность включает в себя 1) выражение отношения вы-
сказывания к действительности в плане реальности / ирреальности
(объективная модальность), 2) отношение говорящего к содержанию
высказывания (субъективная модальность), включая такие смыслы, как
желательность, возможность, долженствование, 3) коммуникативную
направленность высказывания (вопросительность, побудительность),
4) утверждение и отрицание (логическую модальность). В соответствии
с этим выделяются: утвердительные частицы (да, действительно, совер-
шенно верно, конечно, так точно), отрицательные частицы (не, ни, нет,
отнюдь не) вопросительные частицы (ли, разве, неужели, а, что за), по-
будительные частицы (пусть, пускай, ка, ну, ну-ка, дай, давай, давайте),
частицы со значением желательности (бы, хоть бы), долженствования

113 Частицы-аффиксы не выделяются в качестве отдельного разряда частиц в учебном посо-
бии Н. М. Шанского и А. Н. Тихонова (Современный русский язык. Часть 2. М., 1981),
в учебнике Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1982
(раздел написан Е. В. Клобуковым). См. также упомянутый Краткий справочник по рус-
скому языку.

114 В. В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. 1975. С. 78.


15 Зак. 4163



(чтоб), недостоверности, сомнения, неуверенности, неодобрения (вряд
ли, вроде, едва ли, авось, будто бы): ...Я предпочитаю
воспитание суровое, простое, что называется на медные деньги: не по ску-
пости, нет, а по принципу (А. Н. Островский); Подвинь-
тесь поближе, вы нас не слышите. Да, не слышу (А. Н. Остров-
ский); — Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмо-
ла? (Куприн); , а ста-
рики пускай себе дерутся, коли им это весело (Пушкин); Чтоб ты пода-
вился, негодный бурлак! Чтоб твоего отца горшком в голову стукнуло
(Гоголь).

Частица было означает неосуществленное, прервавшееся действие:

Гость собрался было уходить, но передумал; Дети было расшалились, но
их остановили; Ребенок было заплакал, но вскоре успокоился; «Еще покой-
ница делала, — продолжал Плюшкин. — Мошенница-ключница совсем бы-
ло его забросила и даже не закупорила, каналья! Козявки и всякая дрянь
было напичкались туда, но я весь сор-то повынул и теперь вот чистень-
кий, я вам налью рюмочку» (Гоголь).

К модальным относят частицы, вводящие чужую речь (мол. де, дес-
кать): ... Отлучиться разрешите, дескать, случай дорогой... (Твардов-
ский); Я Онегиным так и бряк! Приехал ко мне, мол, веселый Один моло-
дой чудак (Есенин), а также частицу якобы, которая, по словам
В. В. Виноградова, выражает «недоверие к чужой речи, к чужим квали-
фикациям» (Она якобы поступила в медицинский).

Эмоционально-экспрессивные частицы обычно употребляются
в восклицательных предложениях. К ним относятся такие частицы, как
то-то, ну и, что за, еще бы, ну как, где (Где ему!), куда (Куда ему же-
ниться!), тоже, ведь, все-таки, даже, вот и, вот тебе и. Эмоционально-
экспрессивная частица может быть одновременно и усилительно-выде-
лительной или модальной: Где ваша могила — хотя бы холм, Всеволод
Эмилъевич Мейерхольд? (Вознесенский); Мой муж, быть может, чест-
ный. хороший человек, но ведь он лакей! (Чехов); Голубушка, как хороша!
(Крылов); Не нравится правду слушать? Ага! То-то! А вы
поступайте благородно (Чехов); «Да, ну разве приказчик!» — сказал зять,
но и тут усумнился и покачал головою (Гоголь); Вот тебе и дама с собач-
кой. .. Вот тебе и приключение... Вот и сиди тут (Чехов).

Типы частиц по структуре

По структуре частицы делятся на простые и составные. Простые
частицы состоят из одного слова, при этом они могут быть первообраз-
ными, т. е. несоотносительными с другими частями речи, и производны-
ми, образованными не морфологическим путем из наречий, глагольных
форм, союзов, предлогов и междометий: бы, бишь, де, дескать, же, мол,


ка, не, ни, таки, уж, чай, а, буквально, было, будто, ведь, вовсе, вон, вот,
вроде, даже, давай, дай, и, именно, как. единственно, положительно, про-
сто. пусть, пускай, так, только, точно, хоть, это.

Составные частицы состоят из нескольких, чаще всего двух слов:

а то не {Решишься сказать?— А то не решусь),вряд ли (Вряд ли когда-
нибудь еще увидимся), все же (Все же она уехала),далеко не (далеко не
простая ситуация),еще бы не (Еще бы не простила),и так (Я и так ус-
тал),и то (Консультант принимает по четвергам, и то не каждую неде-
лю),как раз (Купил как раз то, что нужно), куда как (Куда как весело!),
хоть бы (Хоть бы не опоздать!) и др.

При употреблении частицы могут образовать цепочки, так что не
всегда просто отличить составную частицу от сочетания частиц.



Работы которые могут быть Вам интерессными strategii-okonchaniya-seansa.html

strategii-organizacii-issledovaniya-v-vozrastnoj-psihologii.html

strategii-pedagogicheskogo-vzaimodejstviya.html

strategii-pervichnogo-kontrolya.html

strategii-podbora-diagnosticheskih-metodik-na-primere-svoej-nauchnoj-raboti.html

strategii-podkrepleniya.html

strategii-podkrepleniya-visokogo-urovnya-motivacii.html

strategii-politiki-cenoobrazovaniya.html

strategii-polucheniya-znanii.html

strategii-polucheniya-znanij.html

strategii-polucheniya-znanij-priobretenie-formirovanie-i-izvlechenie-znanij.html

strategii-povedencheskogo-analiza.html

strategii-povedencheskoj-validacii.html

strategii-povedeniya-pri-stresse.html

strategii-povedeniya-v-konflikte.html

strategii-povedeniya-v-konfliktnih-situaciyah-k-tomasa.html

strategii-povedeniya-v-konfliktnoj-situacii.html

strategii-povedeniya-v-konfliktnoj-situacii-kak-vi-dejstvuete-v-usloviyah-konflikta.html

strategii-povedeniya-v-konkurentnoj-srede.html

strategii-pozicionirovaniya.html

strategii-pozicionirovaniya-torgovoj-tochki.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ