Пятая позиция восприятия




В неопубликованной рукописи, озаглавленной «Пять центральных идей» (Five Central Ideas), Аткинсон (Atkinson, 1997) предложил еще одну позицию восприятия - «универсальную». Она является ре­зультатом применения кванторов общности («все», «всегда») к нашей точке зрения. Такой подход вы­полняет функцию «трамплина к ценной идее универ­сальной позиции восприятия». Данная позиция яв­ляется позицией самого высокого уровня и макси­мальной широты.

Кванторы общности - обобщение харак­теристик выборки на всю популяцию, «универ­сальность» («каждый», «все», «никогда», «ни один», и т. д.). Утверждение, которое не при­нимает во внимание никаких исключений.

Занимая эту метапозицию по отношению ко все­му, мы можем научиться принимать множественные позиции восприятия и даже быстро изменять их. Это увеличивает гибкость нашего сознания, поэтому мы не «застреваем» в какой-либо одной позиции.

Пятая позиция восприятия может включать и «исторический» взгляд: рассмотрение изменений во вре­мени. Никакая из описанных позиций не имеет пре­имущества перед другими. Все они одинаково важны. Компетентный коммуникатор знает, как при жела­нии перейти из одной позиции в другую.

Только подумайте о том, что случилось бы, если бы вы «застряли» в какой-то одной позиции. Чело­век, «застрявший» в первой позиции, был бы эгоцен­тричным. Знаете ли вы кого-нибудь, кто живет в пер­вой позиции? На жизнь человека, «застрявшего» во второй позиции, постоянно оказывали бы чрезмер­ное влияние мнения других людей. Когда на заняти­ях по НЛП я (Б. Б.) объясняю вторую позицию и сообщаю, что люди, живущие во второй позиции, склонны позволять состоянию другого человека определять свое состояние, я говорю: «Вторая пози­ция - это позиция взаимной зависимости». Почти всегда при этом я слышу, как несколько студентов вздыхают, осознавая причину, по которой они позво­ляют другим людям контролировать свое состояние, и механизм этого явления.

Человек, «застрявший» в третьей позиции, стано­вится невозмутимым и бесчувственным. Окружаю­щие считают таких людей «бессердечными». В самом деле, я обнаружил, что те, кто живет в третьей пози­ции, считают себя отшельниками. Многие, но не все, также обладают характеристиками аудиально-дигитальной личности. Эти люди становятся мыслителя­ми и философами. Обособленная жизнь позволяет человеку объективно анализировать факты.

Человек, «застрявший» в: Становится
Первой позиции Эгоцентричным
Второй позиции Воспитателем, спасателем
Третьей позиции Холодным и бесчувственным

Каждый человек переходит из одной позиции в другую. У большинства этот переход осуществляет­ся ежедневно. Способность сознательно или неосо­знанно менять позиции позволяет человеку посту­пать здраво и реагировать адекватно. Меняя свою по­зицию восприятия, вы сделаете ваше общение более ярким и получите свободу выбора.

Упражнение: позиции восприятия

Проведите следующий эксперимент. Вспомните, когда вы последний раз серьезно с кем-нибудь поспо­рили. Увидев то, что вы видели, услышав то, что слы­шали, и почувствовав то, что чувствовали, ассоции­руйте себя со своим телом (первая позиция). Испы­тываете ли вы те же отрицательные эмоции, что испытывали тогда? Теперь представьте, что вы «вы­плываете» из своего тела и переходите в тело чело­века, с которым спорили (вторая позиция). Посмот­рите на себя его глазами. Обратите внимание на то, как вы выглядели в разгар спора. Каким голосом вы говорили? Как вы себя чувствуете, когда смотрите на себя и слышите свой голос? Теперь представьте себя полностью диссоциированным от события (третья позиция). Отодвиньтесь в сторону, туда, откуда вы сможете видеть себя и другого человека в процессе спора. Как выглядит спор с этой диссоциированной позиции? Обратите внимание на вашу реакцию, ваши ощущения и на то, как они отличаются в каж­дой позиции. Изменилось ли ваше восприятие спо­ра сейчас, когда вы побывали во всех трех позициях? Отличались бы ваши реакции, если бы вы продела­ли это в процессе спора?

Паттерн выравнивания позиций восприятия

Иногда наши способности воспринимать вещи своими собственными глазами (восприятие от первого лица), глазами другого человека (восприятие от второго лица, «эмпатическая» точка зрения) и с по­зиции наблюдателя (восприятие от третьего лица) становятся рассогласованными. Структурно каждый из этих ресурсов восприятия может функциониро­вать самостоятельно.

Эти три позиции восприятия относятся к трем возможным способам нашего «видения» мира. Как мы уже указывали, мы можем «застрять» в той или другой позиции. Те люди, которые застряли в первой позиции, могут начать полностью ориентироваться на I себя, воспринимая любые события, так что их чувства и мысли будут отличаться «самовлюбленнос­тью». Они будут рассматривать все только в субъек­тивных терминах. Те, кто застрял во второй позиции, склонны полностью ориентироваться на других в своих мнениях и могут выполнять роли спасателей и воспитателей, не заботясь о себе. Люди, застряв­шие в третьей позиции, могут принимать историческую, культурную или иную подобную точку зрения и при этом так сильно диссоциироваться от своего тела и эмоций, что будут больше похожи на роботов, чем на людей (поза «компьютера» по Сатир, см. главу 12).

Мы можем не только застрять в одной позиции, но и испытывать рассогласование между этими по­зициями восприятия. Проблемы могут возникнуть также из-за того, что разные части нас самих реагируют с различных позиций восприятия. Когда такое случается, это заканчивается тем, что мы начинаем работать против самих себя. Выравнивание позиций восприятия во всех репрезентативных системах при­водит к внутренней конгруэнтности и к увеличению личных возможностей. Эта процедура также позво­ляет нам разрешать внутренние конфликты и дости­гать внутреннего выравнивания.

Выравнивание – достижение внутренней конгруэнтности человека.

Используйте описанный ниже паттерн тройного описания, когда у вас или у другого человека отсут­ствует полная осведомленность о конкретной про­блеме или точка зрения на нее. Последовательно примите все три позиции для увеличения гибкости мышления и расширения палитры чувств. Это может по-настоящему обогатить ваше восприятие и поведе­ние в ситуациях, связанных с разрешением конфлик­та, посредничеством, воздействием на других людей, личной гибкостью и т. д. Данная техника позволяет нам более широко смотреть на проблемные ситуации и получать о них больше информации.

Паттерн

1. Определите целевую информацию. Определите ограничение, проблему или ситуацию, которые вы (или другой человек) считаете тупиковыми. «Опишите, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хотели бы быть более конгруэнтным».

2. Определите визуальные, аудиальные и кинесте­тические факторы в каждой позиции восприя­тия.

А. Визуальные. Что и как вы видите в данной си­туации? На какой позиции восприятия вы на­ходитесь? Если вы имеете больше одной «кон­цептуальной части себя» или сущности, соот­ветствующей одному и тому же предмету, проверьте, какую позицию восприятия исполь­зует каждая такая часть. Видят ли некоторые части ситуацию с позиции наблюдателя или, глазами другого человека? Определите пози­цию каждой части. Укажите (внутренне или внешне), где они находятся. Кажутся ли неко­торые части расположенными ближе к ситуа­ции, чем другие? Как каждая ваша часть видит ситуацию? Что в действительности видит каж­дая часть? Какие между ними различия?

Части - метафора, приписывающая от­ветственность за поведение различным аспек­там психики; данные аспекты могут рассмат­риваться как субличности, которые ведут «собственную жизнь»; когда они имеют раз­личные намерения, мы можем испытывать внутриличностный конфликт и ощущение не­конгруэнтности.

Б. Аудиальные. Какие звуки и слова вы слышите в данной ситуации? С какой позиции восприя­тия вы их слышите? Если с ситуацией связаны две части вас или более, что говорит каждая из этих частей? Прислушайтесь к местоимениям, которые использует каждая часть. Часть в позиции наблюдателя будет иметь нейтральный голос и использовать местоимения «он» и «она». Голос «другого» обычно будет использо­вать местоимение «вы» и более оценивающий тон. Голос «я» будет использовать слова «я» и «меня». Где именно в своем теле вы слышите каждую вашу часть? (Расположение голоса сбо­ку часто указывает на «другого» или наблюда­теля; голос «я» обычно исходит из области го­лосовых связок.)

В. Кинестетические. Что вы чувствуете в данной ситуации? С какой позиции восприятия? Если присутствует несколько частей вашей личнос­ти, где вы ощущаете каждую часть в своем теле? Какие эмоции испытывает каждая часть? Име­ются ли какие-нибудь нейтральные части, как если бы вы только наблюдали за жизнью, а не жили сами?

3. Произведите выравнивание позиций восприятия во всех репрезентативных системах. Для вырав­нивания наблюдателя (третья позиция) проведи­те визуально-аудиально-кинестетическое тестиро­вание.

A. Визуальное выравнивание. Спросите часть, за­нимающую позицию наблюдателя: «Не сооб­щите ли вы мне информацию, которую собра­ли для "я"?» Продолжайте диалог, пока «я» и «другой» не будут иметь одинаковые точки зре­ния на ситуацию.

Б. Аудиальное выравнивание. Спросите часть, за­нимающую позицию наблюдателя: «Не измени­те ли вы свои местоимения так, чтобы поддер­живать "я" посредством использования "я", "он" или "она"?». Используйте, пожалуйста, тон го­лоса «я».

B. Кинестетическое выравнивание. Спросите

часть, занимающую позицию наблюдателя: «Не сдвинете ли вы свои ощущения так, чтобы они были согласованными с ощущениями "я"». Пе­реместите ощущения в то место, где содержат­ся ощущения «я».

4. Произведите выравнивание «я» в терминах по­зиций восприятия VAK. «Убедитесь в том, что вы

смотрите со своей позиции и своими собственны­ми глазами. Убедитесь в том, что ваш голос исходит из ваших собственных голосовых связок и что вы используете местоимение "я". Убедитесь в том, что все ощущения исходят из "я" и отражают ре­сурсные состояния».

5. Произведите еще одно выравнивание (второй позиции) тем же образом. «Пожалуйста, отрегулируйте свое восприятие так, чтобы оно со­ответствовало позиции "я"». Переместите «дру­гого» на место, занимаемое «я». Переместите, пожалуйста, голос, который вы слышите, в об­ласть голосовых связок, и пусть он является репрезентацией «я», принося с собой в позицию «я» всю полезную информацию. Произведите выравнивание чувств «другого» и «я». Объеди­ните чувства так, чтобы «я» стало более гибким и ресурсным.

6. Выполните экологическую проверку. Все ли сто­роны ощущают, что они прошли выравнивание и находятся в состоянии гармонии?

7. Подстройка к будущему. Осознайте новые воз­можности поведения. «Опишите новые способно­сти и формы поведения, которые теперь стали до­ступными. Вы можете увидеть свои будущие дей­ствия, связанные с тем, что "я" стало более ярким и гибким». Если ваша часть, стоящая на позиции «другого» протестует против интеграции, вы мо­жете потребовать, чтобы эта часть возвратилась к

той личности, которой принадлежат данные мыс­ли и чувства.

Вопросы для размышления

1. Не обращаясь к своим записям, перечислите пять позиций восприятия и опишите их.

2. Какую позицию вы предпочитаете настолько, что склонны использовать ее в качестве позиции по умолчанию?

3. Какая позиция восприятия ощущается вами как наиболее неудобная?

4. Есть ли у вас позиции восприятия, в которых вы можете «застрять»?

5. Какая методика поможет вам (или кому-нибудь другому) развить большую гибкость осознания позиций восприятия?



Работы которые могут быть Вам интерессными psihologicheskaya-harakteristika-trudnostej-obucheniya-v-nachalnoj-shkole.html

psihologicheskaya-harakteristika-uchashihsya-korrekcionnoj-shkoli-klassifikaciya-oligofrenii-po-m-s-pevzner-g-e-suharevoj.html

psihologicheskaya-harakteristika-uchebnoj-deyatelnosti.html

psihologicheskaya-harakteristika-uchebnoj-deyatelnosti-mladshego-shkolnika-problema-izbitochnoj-gotovnosti-i-slaboj-uspevaemosti-rebenka.html

psihologicheskaya-harakteristika-vidov-rechevoj-deyatelnosti.html

psihologicheskaya-harakteristika-vnimaniya-i-ego-rol-v-organizacii-obucheniya.html

psihologicheskaya-harakteristika-voditelej-transporta.html

psihologicheskaya-harakteristika-voenno-polevogo-bita.html

psihologicheskaya-harakteristika-vozrastnih-osobennostej-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-6-7-let.html

psihologicheskaya-harakteristika-vozrastnih-osobennostej-roditelej.html

psihologicheskaya-harakteristika-vozrastnih-osobennostej-sotrudnikov.html

psihologicheskaya-harakteristika-vozrastnih-periodov.html

psihologicheskaya-harakteristika-vozrastnogo-perioda.html

psihologicheskaya-harakteristika-yunosheskogo-vozrasta.html

psihologicheskaya-harakteristika-yunosheskogo-vozrasta-osobennosti-mezhlichnostnih-otnoshenij-v-yunosheskom-vozraste.html

psihologicheskaya-harakteristika-zavisimosti-ot-interneta.html

psihologicheskaya-harakteristika-zelenogo-cveta.html

psihologicheskaya-harakteristika-zrelogo-i-pozhilogo-vozrastov.html

psihologicheskaya-i-duhovnaya-interpretaciya-snovidenij.html

psihologicheskaya-i-fizicheskaya-nagruzka-i-priemi-ee-regulirovaniya-pri-provedenii-fizkulturnogo-zanyatiya.html

psihologicheskaya-i-fizicheskaya-nagruzka-priemi-ee-regulirovaniya-pri-provedenii-fizkulturnogo-zanyatiya.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ