Правовое регулирование государственных займов.




Публично-правовая природа заемщика обусловливает специфику отношений государственного займа как с точки зрения механизма их реализации, так и с точки зрения правовых последствий односторонних действий государства. В современных условиях ярко проявилась тенденция к переходу от публично-правового к гражданско-правовому регулированию данных отношений. Однако, оформляемый по правилам частного кредита, договор государственного займа продолжает находиться под влиянием финансово-правовых норм, призванных обеспечить реализацию важнейших функций государства, в том числе социальных и политических.

Однозначного решения данной проблемы в доктрине, законодательстве и судебной практике пока не найдено. Многочисленные споры по государственным долговым товарным обязательствам, государственным краткосрочным обязательствам, облигациям федеральных займов, облигациям внутреннего государственного валютного займа подтверждают, что поиск баланса между частным и публичным интересом есть необходимая задача. Нормы ГК РФ, запрещающие одностороннее изменение условий договора государственного займа, фактически блокировались в реальном правоприменении при столкновении с финансовыми возможностями заемщика. Целесообразность надлежащего исполнения обязательства с точки зрения государства продолжает конкурировать с требованиями гражданского законодательства.

Как правило, вопросы государственного займа редко обсуждаются в правовой плоскости, осложняясь экономическими и политическими аспектами. Рассматриваемый институт не становился предметом специального исследования цивилистов, несмотря на то, что разносторонний анализ понятия, правовой природы, содержания и формы, способов заключения, изменения и прекращения, а также обеспечения исполнения договора государственного займа может позволить объективно оценить не только состояние, но и перспективы регулирования заемно - кредитных отношений с участием государства.

Современный этап развития системы государственных заимствований, их популярность среди кредиторов актуализируют необходимость комплексного юридического исследования договора государственного займа с учетом соответствующего исторического опыта России, во многом не систематизированного и не осмысленного.



Степень научной разработанности темы. Характеризуя состояние научной разработанности темы, необходимо подчеркнуть, что проблемы кредитования государства, в целом, получили широкий резонанс в отечественной науке, но аспекты, предложенные в диссертации, в юридической доктрине специально не анализировались.

Дореволюционная наука внесла значительный вклад в раскрытие экономической сущности института государственного займа, его соотношения с налогообложением, достаточно полно осветила развитие кредитования государства в XIX веке, при этом правовая сторона явления затрагивалась учеными лишь в незначительной степени. К числу основных можно отнести труды М.Ф.Орлова, А.Запасника, М.Степанова, Э.Вредена, Н.К.Бржеского, А.Б.Бергмана, В.А.Лебедева, А.С.Залшупина, А.Гурьева, П.П.Мигулина,

Методологической основой исследования явилась совокупность общих и специально-научных методов познания. В их основу положен основной диалектический принцип, стержень которого составляет всеобщая связь, становление и развитие, которое осмысливается с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и закономерностей. Автором используются системный, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, логический, теоретико-прогностический и статистический методы.

Нормативно-правовая и источниковедческая база исследования включает Конституцию Российской Федерации, международные акты, федеральное законодательство, законодательство Российской империи, СССР и РСФСР, практику Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ, высших судебных инстанций США и ряда европейских стран, монографии, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые представлен целостный подход к институту договора государственного займа, в том числе соотнесены понятия договора государственного займа со смежными категориями, выявлена правовая природа договора государственного займа, рассмотрены определяющие моменты развития его содержания и формы, механизмы его заключения, обеспечения, изменения и прекращения.

Автором на основе норм права, доктрины и судебной практики обосновывается собственное видение эволюции отношений государственного займа в России, соотношение их частно-правового и публично-правового регулирования, анализируется современное состояние и перспективы развития данных отношений. Несмотря на межотраслевой характер темы исследования, в диссертации четко отражена гражданско-правовая сущность договора государственного займа.

1. На основании анализа категорий гражданского и финансового права, свидетельствующего о наличии законодательно не устраненных разночтений в определении базовых терминов «государственный заем» и «государственный кредит» обосновывается необходимость их принципиального разграничения. Под государственным (федеральным) займом понимаются отношения по предоставлению Российской Федерации гражданами и юридическими лицами денежных средств или иного имущества, с обязательством возврата займодавцу обусловленной суммы и уплаты процентов, либо передачи иных имущественных прав.

Исходя из этого, государственный (федеральный) кредит предлагается определить как обязательство по предоставлению Российской Федерацией денежных средств или иного имущества физическим и юридическим лицам, субъектам РФ, муниципальным образованиям, иностранным государствам на возвратной, срочной и платной основе.

2. Развитие представлений о договоре государственного займа шло и идет, с одной стороны, через отрицание гражданско-правовой природы договора государственного займа, а, с другой стороны, через обоснование безусловности гражданско-правовых обязательств государства. Данное противоречие снимается признанием за договором государственного займа гражданско-правовой природы, осложненной особенностью заемщика как политической организации - соединением гражданской и публичной правосубъектности.

3. Гражданско-правовая природа договора государственного займа определяется принципами автономии воли, свободы и равенства субъектов, на которых основаны данные отношения, и подразумевает распространение на государственный заем общих положений о договоре займа, диктующих правила его заключения, изменения и прекращения, а также меры обеспечения и ответственности.

Отвечая родовым признакам договора займа, договор государственного займа обладает такими особенностями как заключение путем приобретения займодавцами выпущенных государством ценных бумаг, ограничение срока договора 30-ю годами, обязательная возмездность сделки.

Вместе с тем, исходя из принципа свободы договора, закрепленного Гражданским кодексом РФ, и широкой трактовки государственного займа в Бюджетном кодексе РФ, нельзя отрицать возможности заключения Правительством РФ общегражданского займа (без эмиссии ценных бумаг), допускающего, кроме прочего, изменение в установленном порядке условий сделки (в противовес п.4 ст.817ГК РФ).

4. Верхний предел государственного долга, в рамках которого возникают гражданско-правовые обязательства государства, их конкретный размер, условия эмиссии и обращения, способы, порядок и источники погашения государственных ценных бумаг, назначение органа, представляющего государство, регулируются бюджетным законодательством РФ, в соответствие с которым формируется воля заемщика. Это определяет существенное влияние норм финансового права на договор государственного займа, связывающего займодавца и заемщика на основе норм гражданского права.

Соотношение отраслевого регулирования государственных займов должно исходить из принципов взаимной обусловленности частно-правовых и публично-правовых начал, недопустимости блокирования договорных обязательств государства путем произвольного вторжения финансового законодательства в гражданско-правовую сделку.

5. Ключевой особенностью вступления государства в гражданско-правовые отношения займа является привлечение средств для удовлетворения публичных потребностей. Погашение данных обязательств, при ущемлении интересов иных получателей средств федерального бюджета, в том числе социально незащищенных, противоречит реализации функций государства и интересам общества в целом.

В связи с этим, в кризисных ситуациях заемщику должна быть предоставлена легальная возможность в рамках гражданского права отказаться от исполнения договора государственного займа на первоначальных условиях в том числе посредством введения отсрочки (моратория), при условии компенсации убытков держателям государственных ценных бумаг.

6. Правоотношения заемщика и займодавцев по договору государственного займа опосредованы сложной совокупностью субъектов гражданского, административного и финансового права. Воля заемщика в рассматриваемом договоре формируется органами государственной власти - Правительством РФ и Министерством финансов РФ, действующими в пределах своей компетенции, определенной законодательством. Соединение заемщика и ограниченного круга посредников на рынке ценных бумаг в большинстве случаев происходит посредством деятельности генерального агента Минфина РФ - Банка России, организующего размещение государственных ценных бумаг среди официально зарегистрированных дилеров, которые в свою очередь реализуют их гражданам и юридическим лицам.

7. Ряд ценных бумаг, выпускаемых государством, изначально не является инструментом оформления договора государственного займа. Правовой целью выдачи казначейского обязательства, казначейского налогового освобождения, казначейского векселя, жилищного сертификата выступает не оформление гражданско-правовых отношений займа, а, прежде всего, расчеты по бюджетным обязательствам (обязанности расходования средств бюджета в течение определенного срока, возникающей в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью), либо перевод долга хозяйствующих субъектов на государство, как элемент социально-экономической политики последнего.

Абсолютное отождествление долговых обязательств, в том числе финансово-правовых, с заемным правоотношением размывает сущность государственного займа, усложняет и запутывает ситуацию. Государственный долг не всегда вытекает из договора государственного займа, однако он может быть новирован в заемное обязательство.

8. Исполнение обязательств по договору государственного займа обеспечивается совокупностью публично-правовых и частно-правовых способов.

К публично-правовым относятся: предварительное определение лимита государственного долга; образование единой системы государственных заимствований; предварительная экспертиза законности государственного займа; информационные гарантии, выражающиеся в раскрытии информации о государственных ценных бумагах; дополнительные условия для внешних займов, заключающиеся в том, что в Программе государственных внешних заимствований РФ должны быть предусмотрены все сделки, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США (данные займы подлежат заключению только при условии их утверждения в составе вышеуказанной программы Федеральным собранием РФ). Среди общегражданских способов выделяются неустойка, залог государственного имущества и добровольное страхование займодавцем риска неисполнения заемщиком своих обязательств по договору государственного займа.

1. Ввести в него наряду с нормами, посвященными государственному займу, общие положения о государственном (федеральном) кредите, определив его как обязательства по предоставлению Российской Федерацией денежных средств физическим, юридическим лицам, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, иностранным государствам на возвратной, срочной и платной основе.

2. Принять Федеральный закон «О государственных заимствованиях в РФ», в котором определить: структуру и формы государственных заимствований; правосубъектность органов, представляющих государство в сфере заимствований и управления государственным долгом; принципы исполнения договора государственного займа; способы и правила реструктуризации государственных долговых обязательств; порядок и условия введения моратория на исполнение обязательств по договору государственного займа и кредитным соглашениям; принципы компенсации, полагающейся кредиторам государства в данных случаях; порядок применения гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств по договору государственного займа (залог, неустойка и др.).

3. Дополнить статью 817 ГК РФ пунктом, предусматривающим возможность отсрочки (моратория) исполнения обязательств по договору государственного займа в предусмотренных федеральным законом случаях на определенный срок или до окончания действия чрезвычайных обстоятельств.

В целях активизации интереса населения к приобретению государственных ценных бумаг предлагается предпринять следующие меры:

7. . Создать организации содействия государственным займам, призванные довести до граждан их значимость, привлекательность, порядок заключения и исполнения.

2. Использовать формы выигрышных и целевых государственных займов, ориентированных на широкие слои населения и способных привлечь потенциальных займодавцев в первом случае качеством лотереи, а во втором идеей и очевидным результатом.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в расширении и углублении научных представлений о договоре государственного займа, в возможности применения содержащихся в работе выводов и предложений при совершенствовании действующего законодательства, регулирующего заемно-кредитные отношения государства, в судебной практике по спорам, связанным с исполнением обязательств по государственным ценным бумагам. Диссертация может быть использована в учебном процессе по курсам гражданского и финансового права, в специальном курсе по проблемам гражданской правосубъектности публично-правовых образований, а также при выполнении научных исследований по соответствующей тематике.

Нормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации, международные акты, федеральное законодательство, законодательство Российской РФ, практика Европейского Суда по правам человека, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ.

Термины: Правосубъектность, возмездность, регулирование государственных займов.

Вопрос 47.Понятие и виды страхования. Государственное ре­гулирование страховой деятельности.

Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и всевозможных случайных причин на развитие производства в обществе, а также на развитие социальной сферы. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества. Сущность страхования как экономической категории подробно рассмотрена в экономической литературе1.

Для проведения в жизнь страховой защиты в обществе формируется страховой фонд, который может создаваться в трех формах: самострахование, государственный централизованный страховой (резервный) фонд и страхование (в узком смысле данного понятия). Значение и распространенность каждой из указанных форм организации страхового фонда зависят от конкретных исторических и экономических условий, существующих в обществе.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страхование наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Страхование является комплексным правовым институтом, объединяющим нормы различных отраслей Российского права и в первую очередь нормы гражданского и финансового права.

Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т. д. Нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования; осуществление государственного регулирования страховой деятельности и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т. е. такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности и регламентируются методом «власти и подчинения».

Комплексным характером рассматриваемого института и объясняется причина того, что «страхование» является предметом изучения науки гражданского права и науки финансового права.

Важнейшими нормативными актами, регулирующими страхование, являются: ГК РФ (ст.ст. 927-970), Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992г.1, Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.2

Большое значение для правового регулирования страхования имеют Указы Президента РФ, в частности Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992г. (в ред. Указа Президента РФ от 6 апреля 1994 г.)3, Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г.4 и др.

Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства РФ. Например, постановление Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1991 г. №581 «О государственном обязательном бесплатном личном страховании граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, и лиц, командируемых в зоны с радиационным риском», постановление Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. № 295 «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные соборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел». Значительную роль в правовом регулировании страховых отношений играют инструкции Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы, нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (Банк России) по валютному регулированию страховой деятельности; нормативные акты Федеральной службы России по надзору за страховой деятельность в Российской Федерации (Росстрахнадзор) и др.

Для осуществления государственного надзора за страховой деятельностью Указом Президента Российской Федерации «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» от 10 февраля 1992 г. был создан Государственный страховой надзор1.

Министерство финансов России имеет право на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении, право на осуществление проверок соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности. При выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства вправе давать страховщикам предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний оно имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию. Ему принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.

Понятие страхования содержится в Законе Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г., в соответствии с которым страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий). Указанные общественные отношения урегулированы нормами права и приобретают форму правоотношения, субъекты которого обладают юридическими правами и обязанностями.

Страховое правоотношение возникает между страховщиком и страхователем. Страховщиками в соответствии с законом могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, имеющие соответствующую лицензию (разрешение) заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-производственная и банковская деятельность. Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создать общества взаимного страхования.

Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных). В страховых правоотношениях может появляться и выгодоприобретатель, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат.

Объектами страхования в соответствии с Законом РФ «О страховании» являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные:

— с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;

— с владением, пользованием, распоряжением имущества;

— с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Гражданский кодекс РФ к перечисленным выше имущественным интересам, подлежащим страхованию, относит и страхование предпринимательского риска. В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

В России существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

Если в основу классификации положен организационный признак, то страхование в условиях создания страхового рынка подразделяется на: внутреннее (ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям возникновения страховых отношений — страхование можно подразделить на обязательное ( в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).

Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей. При классификации страхования в литературе используют и такой критерий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразделяются на: — имущественное страхование (страхование материальных ценностей); — страхование уровня жизни граждан (жизнь, здоровье, трудоспособность); — страхование ответственности и страхование предпринимательского риска.

Имущественное страхование в свою очередь подразделяют по роду опасности на следующие виды: — страхование от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строения, сооружения, оборудование, домашнее имущество, и т. п.; — страхование сельскохозяйственных культур от засухи и других стихийных бедствий; — страхование на случай падежа или вынужденного забоя животных; —страхования от аварий, угона и других опасностей средств транспорта.

Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Гражданский кодекс РФ в ст. 929 закрепляет легальное определение договора имущественного страхования, а в ст. 934 — определение договора личного страхования.

В соответствии с ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть застрахованы риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества, риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности, риск убытков от предпринимательской деятельности.

Термины:

Страхователь — это юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона.

Имущественное страхование, страхование имущества − отрасль страхования, к которой согласно принятым в РФ нормативным актам относятся различные виды страхования, где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей.

Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования.

Обязательное страхование - такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей.

Нормативные акты:

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Вопросы:

Лицензирование обязательно

1. Да

2. Нет

3. Только в особых случаях

4. Только для индивидуальных предпринималтелей

Лицензия представляет собой?

1. документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.

2. документ на выполнение действий

3. ценная бумага

4. соглашение сторон

Страховой взнос это?

1. плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

2. плата за страхование

3. сумма платежа

4. оплата договора страхования

Страховая деятельность это?

Лицензирование это?

Кем осуществляется страхование?



Работы которые могут быть Вам интерессными usilenie-stropilnih-ferm.html

usilenie-turok-osmanov-razgar-sobitii-v-maloj-azii-i-na-balkanah-v-seredine-xvv.html

usilenie-vedomstvennih-nachal.html

usilenie-vnimaniya-k-voprosam-vospitaniya-i-obucheniya-umstvenno-otstalih-detej-posle-vtoroj-mirovoj-vojni.html

usilenie-zhelezobetonnih-konstrukcij.html

usilennaya-peristaltika-kishechnika-zaderzhka-stula-i-gazov-harakterni.html

usilennie-trenirovki.html

usilennij-kapitalnij-i-kapitalnij-remonti-puti.html

usilennij-kapitalnij-remont-puti.html

usilie-i-celeustremlennost.html

usilie-molitva-i-predopredelenie.html

usilie-predvaritelnogo-obzhatiya.html

usilie-v-dostizhenii-sovershenstva-daet-istinnoe-blago-cheloveku.html

usilij-v-zadannom-sechenii-arki-s-pomoshyu-nulevih-tochek.html

usililos-znachenie-ispolnitelnih-organov-sovetov-chasto-praktika-viborov-zamenyalas-sistemoj-naznachenij.html

usilitel-1-dengi-drugih-lyudej.html

usilitel-eto-aktivnij-chetirehpolyusnik-k-kotoromu-podvedeni-istochnik-signala-i-nagruzka.html

usiliteli-dlya-datchikov-namur.html

usiliteli-elektricheskih-signalov.html

usiliteli-elektricheskih-signalov-na-ou.html

usiliteli-korrektori-magnitnih-zvukosnimatelej.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ