ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ




Итак, ход за вами. Что советует ЖСТЛ? "Занятия спортом для укрепления здоровья. Стремление приобрести интересную профессию. Чтение биографической литературы." Это, прошу учесть, не частное мнение Альтшуллера и Верткина - именно так поступали творческие люди, вышедшие победителями в схватке с жизнью, сотни людей, чьи биографии были изучены, проанализированы и использованы для создания стратегии творчества.

И еще одно. Творческая личность должна не просто отвечать на "ход жизненных обстоятельств", но просчитать партию на пару ходов вперед, сделать "упреждающий" ход. На данном этапе это, как пишут Альтшуллер и Верткин, "получение информации не только о существующих профессиях, но и о новых достойных целях, достижение которых важнее всего. Чтение научно-фантастической литературы." Так что, дорогие родители, если вас нервирует, что ваш сын, вместо того, чтобы изучать Башевиса-Зингера или Толстого, читает фантастику, не торопите свой гнев, правы не вы, а он. Как ни странно, ваш сын играет свою партию по правилам, а вот вы, сами того не зная, выступаете в роли "жизненных обстоятельств". Вам это надо?

И тогда "жизнь" делает в этом дебюте следующий ход: старается навязать ребенку свои цели, свои представления о нужном и не нужном. А творческая личность должна ответить на этот "ход ферзем" как можно более ранним началом поиска своего направления в жизни. Самое важное для "игрока" (еще ребенка!) на этом этапе - встреча с "чудом": нужно какое-то яркое впечатление или чрезвычайный случай, которые подтолкнули бы к выбору достойной цели или хотя указали к ней путь.

Обязательно сыграйте здесь на стороне ребенка, а не против него! Нужно "чудо", яркое впечатление. Какое? Эйнштейну, например, в пять лет подарили компас. Игрушка его заворожила. И именно тогда будущий великий физик сделал свое первое в жизни открытие. Он подумал: "за вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое…" А Генриху Шлиману, будущему великому археологу, отец подарил книгу "Всемирные истории для детей". Книга потрясла мальчика, и он увидел контуры достойной цели.

Помогите своим детям сделать этот ход. Но имейте в виду - теперь ход за игроком с именем "жизнь". Игра продолжается. Все еще дебют…

Правила ЖСТЛ, найденные Генрихом Альтшуллером и Игорем Верткиным, иногда кажутся парадоксальными. Вот, скажем, вы предложили новую идею (сильный ход белых), а окружающие (ход черных) начали вас высмеивать. Вам становится не по себе, вы впадаете в депрессию, вы готовы отступить. Вот, что пишут по этому поводу Альтшуллер и Верткин: "Непонимание окружающими - один из косвенных признаков правильности выбранного направления. Поэтому ответом на высмеивание должна быть еще большая активизация подготовки к достижению цели." Так что, господа, если ваши идеи встречают в штыки - это хорошо. Хуже, если бы с вами все соглашались. Это означало бы одно из двух: либо ваша идея тривиальна (слабый ход белых), либо вас просто считают сумасшедшим и не принимают всерьез, что тоже не подарок для творческой личности…

А вот на десятом ходу черные силы пытаются увести творческую личность с истинного пути: пробуют подменить цель. Зачем, мол, тебе мучиться над тайной снежинок. Это нудно, а дело твое молодое. Куда проще и интереснее собирать марки. Чем не достойная цель? Или чуть иначе: а почему бы тебе не заняться спортом? Станешь рекордсменом - чем не достойная цель? Ответный ход белых: не поддаваться. Марки и спорт - не те цели, которыми должна заниматься творческая личность. Проверьте, соответствуют ли они тем семи признакам достойной цели, о которых уже шла речь - и убедитесь сами…

Дебютная стадия игры заканчивается тогда, когда творческая личность выбрала себе достойную цель в жизни и готова преодолеть любые преграды для достижения этой цели. Все фигуры сделали свои первые ходы, пора начинать атаку. Партия переходит в миттельшпиль.

НАЧАТЬ С ДЕБЮТА

Я не буду рассказывать обо всех ходах - вы же понимаете, насколько сложна партия под названием "жизнь". Стандартный анализ, описанный в книге Альтшуллера и Верткина, насчитывает 18 ходов в дебюте, 50 ходов в миттельшпиле и 17 ходов в эндшпиле. Разумеется, возможно множество вариантов - ведь против творческой личности играет сама жизнь, которая, как полагают многие, непредсказуема.

Предсказуема, господа! В этой жизненной игре без правил, оказывается, существуют очень четкие правила, и вам только кажется, что жизнь творит с вами, что хочет. Чаще всего бывает, что на определенный ход творческой личности жизнь отвечает именно так, как записано в "задачнике" Альтшуллера и Верткина.

К сожалению, творческий человек далеко не всегда способен интуитивно понять, правильно ли он ведет свою партию. Он совершает очередной поступок, ошибается и… Все. Проигрыш. Мат белым. Игра закончена.

Вот пример. Оказывается, творческая личность никогда не должна соглашаться стать руководителем большого проекта. Даже если этот проект она сама и предложила. Это - сильный ход черных в миттельшпиле, это шах белому королю. Этим ходом жизнь лишает творческого человека возможности творить. Нельзя соглашаться, творческий человек должен оставаться наедине с собой. Пусть руководят другие. Есть ведь творческие натуры, чье призвание - руководить, вот пусть они этим и занимаются. Вам может показаться это странным, но Альтшуллер и Верткин утверждают, что С.П.Королев потерпел жизненное поражение, когда стал руководить ОКБ. Он был замечательным конструктором, а стал "нормальным" руководителем. И дальнейшие разработки ОКБ Королева не внесли в развитие ракетной техники ничего нового. Да, был "Восток", был "Союз" - но эти корабли могли быть выполнены на гораздо более высоком качественном уровне, если бы Королев создавал, а руководил его вечный конкурент Глушко. Но жизнь коварна, она сделала стандартный ход, и первыми на Луне оказались американцы…

Кстати, жизнь одного из создателей жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ) соответствовала ими же созданной стратегии. Г.С.Альтшуллер всегда делал только самые сильные ходы. Его целью было - создать теорию сильного мышления. Такая теория (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач) создана. Автор ее избежал практически всех жизненных искусов. Результат: ни должностей, ни званий, ни даже высокой пенсии. Еще результат: ТРИЗ стала признанной во всем мире теорией. Имя Альтшуллера сохранится как сохранились имена Менделеева, Эдисона, Ландау. А должности… Это не для творческого человека.

Что до И.М.Верткина, то он, зная все тонкости игры в миттельшпиле, предпочел слабый двадцать пятый ход сильному. С ним все в порядке. Но замечательная книга "Жизненная стратегия творческой личности" вряд ли теперь будет иметь продолжение…

Вас не испугали правила игры без правил? Вы хотите стать творческим человеком? Благое желание - но начинайте непременно с дебюта.

ИДЕЯ В ПОДАРОК

Лет пятнадцать назад, в том еще Союзе, одно столичное министерство проводило семинар по теории решения изобретательских задач. Официально теория еще не получила признания, и печально известный ВОИР, попортивший изобретателям немало крови, боролся с новыми веяниями, как в свое время - с вейсманизмом-морганизмом. Но министерства уже успели разглядеть свою выгоду и время от времени собирали со всего Союза способных людей, чтобы опытные преподаватели обучали их творчеству.

После очередного занятия, на котором Генрих Альтшуллер рассказывал о жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ), подошел к нему известный математик и сказал: "У меня нет сомнений в том, что я творческий человек. И у меня есть своя школа в математике, меня знают во всем мире. Мои ученики разрабатывают то, что я предлагаю, но мне не нравится то, что они делают. Как мне быть? Настаивать на своих идеях? Или примириться? Что советует ЖСТЛ?"

Для начала подумайте: как бы вы сами поступили в подобных обстоятельствах? Понимаю, что у большей части читателей "Вестей" нет своей школы, но ведь на то и нужна фантазия, чтобы представить себя в неожиданных обстоятельствах! Я почему-то уверен, что очень многие читатели скажут: нужно бороться! Творческая личность должна бороться за свои идеи, особенно - если ученики эти идеи извращают. Так вот, господа, это заблуждение. Один из ходов в эндшпиле "жизненной партии" описан так. "Черные (жизненные обстоятельства) растаскивают по кусочкам результаты, полученные белыми (творческой личностью). Ответный ход белых - переключиться на разработку новой цели." В общем, так: воруют? Пусть воруют, не жалко.

Согласитесь, ход неожиданный, но именно таким образом должна поступить творческая личность. На этом этапе, кстати, очень многие ученые вдруг сдавались, и "жизненная партия" заканчивалась для них не блестящей победой, а серенькой ничьей. Хотите пример? У физиков он перед глазами: судьба Макса Планка, создателя квантовой теории. Планк сказал, что свет - это частицы. У него появились ученики, физики ухватились за блестящую идею и начали ее разрабатывать. А Планк должен был идти дальше. Должен был сделать следующий ход: объявить, что вся классическая волновая физика была ошибочной. Это был бы сильный ход творческой личности! У Планка нехватило духа этот ход сделать. Сложилась беспримерная в истории науки ситуация: подарив миру великую гипотезу, ее автор испугался масштаба последствий и начал… противодействовать собственным ученикам. Планк не хотел, чтобы квантовая теория укоренилась в науке!

В этом эндшпиле неправильный ход может довести до трагедии. Так, великий Больцман, предсказав на основании созданной им термодинамики "тепловую смерть Вселенной" (сильный ход), испугался масштаба собственного открытия и… покончил с собой. Пользуясь шахматной терминологий, он "сдал партию в абсолютно выигранной позиции".

ЖСТЛ - парадоксальная теория, и предлагаемая ею стратегия часто выглядит очень непривычно. Но нужно иметь в виду: ЖСТЛ основана на изучении множества реальных биографий и ситуаций.

А вот вопрос на засыпку. Представьте себе, что никто у вас идей не крал, и даже наоборот: все ученики очень вас просят не бросать их и помогать разрабатывать те идеи, которые вы им подарили "с барского плеча". Разве это плохо? И что вы им ответите?

ИГРАТЬ ДО КОНЦА

Поступки творческой личности часто выглядят нелепыми и неразумными. Но они всего лишь парадоксальны. Помните вопрос: что должен ответить творческий человек на просьбу учеников остаться с ними и руководить разработкой уже решенной, в принципе, проблемы? Тут вам и слава, и почет, и, может быть, Нобелевская премия… "Нет, - отвечает творческая личность, - я не против премий и согласен даже прочитать Нобелевскую лекцию, но извините, заниматься решенными проблемами не буду. Меня это не интересует." Если цель достигнута, творческий человек не должен зацикливаться на том, чтобы непременно самому внедрить свое достижение в практику. Пусть это делают другие. А мы пойдем вперед - к новой цели.

Это легко сказать! Именно здесь, в эндшпиле, после того, как белые (творческая личность) делают сильный ход - перестают работать над достигнутой уже целью и начинают заниматься новой проблемой, - черные (жизненные обстоятельства) тоже переходят в атаку: один из ходов означает эскалацию репрессий против творческой личности и созданной ею школы. Вы думаете, что это лично товарищ Сталин изобрел такой замечательный способ борьбы с творческими людьми, как "научные шарашки" и лагеря? Нет, вождь всего лишь хорошо играл в деловую игру под названием ЖСТЛ - на стороне черных, конечно, на стороне жизненных обстоятельств. В этих условиях стратегия игры рекомендует творческому человеку заняться созданием архива:

заняться сбором книг, статей, неопубликованных рукописей, деловых писем, дневниковых записей… Это не потеря темпа, оказывается, такой ход нужно сделать, чтобы потом, на стадии игры, именуемой Постэндшпилем, получить преимущество в борьбе против жизненных обстоятельств и выиграть эту сложную партию.

Это бывает мучительно трудно. И, кстати, трудно не столько для самого "игрока" (он-то понимает, почему делает тот или иной ход), сколько для близких людей - они-то не творцы, им-то поступки мужа, отца или брата (а может, сестры?) кажутся нелепыми, эгоистичными, даже самоубийственными. Совет: если вы убеждены, что ваш муж, сын или брат (а может, сестра?) - творческая личность, не мешайте ему (ей?) поступать по-своему.

Александр Хазин, ленинградский писатель-сатирик, был упомянут в постановлении ЦК партии о журналах "Звезда" и "Ленинград" после Зощенко и Ахматовой. Все - с той поры печататься ему не давали. Если бы он хоть немного изменил своей музе - сатире… Он не мог. Единственным заработком оставались для Хазина эпиграммы, которые он сочинял для Аркадия Райкина. Хазина знали, как эстрадного автора, а он много лет продолжал писать в стол: романы, пьесы, рассказы, поэмы. Сменялись эпохи, в судьбе Хазина не менялось ничего. Он умер в 1976 году, так и не успев увидеть опубликованным ни один из своих романов. Сейчас это выглядит романтично, а каково было самому Хазину всю жизнь будто находиться в бессрочном тюремном заключении?

Хазин сыграл верно, но главное - верно сыграли его родные и друзья, не мешая творческой личности играть по ей лишь известным правилам…

Самое трудное - последние ходы в этой игре творческого человека с жизненными обстоятельствами. Потому что становится ясно: победить можно лишь в Постэндшпиле, а Подстэндшпиль играет уже не сам творец, а его последователи - после его смерти. Они-то и завершают партию, доводят ее до победы.

Авторы ЖСТЛ Г.Альтшуллер и И.Верткин пишут: "Отдельные действия внешних обстоятельств и творческой личности, как бы они ни были важны, не решают исхода Игры. Лишь только вся совокупность ходов определяет выигрыш или проигрыш человека в "игре" с внешними и внутренними обстоятельствами за достижение Достойной цели."

Создавая Жизненную стратегию творческой личности, Альтшуллер и Верткин хотели привлечь людей к творчеству. Когда ЖСТЛ была создана, авторы спросили себя: а стоило ли это делать? Ведь оказалось, что "плата" за истинно творческую жизнь так неимоверно высока!

Конечно, стоило. Во-первых, если вы считаете себя человеком творчества, то, зная ЖСТЛ, можете представить себе типовые опасности, которые вас ожидают в жизни, и заранее обдумать необходимые контрдействия. И во-вторых, если вы, творческим человеком себя не считаете и играете за "черных", знание ЖСТЛ позволит вам не делать ходов, которые могут повредить "белым". Проиграйте с честью - лишь тогда история поблагодарит вас!

Работы которые могут быть Вам интерессными informacionnie-osnovi-didaktiki.html

informacionnie-osnovi-processov-upravleniya.html

informacionnie-pisma-i-fakticheskie-spravki.html

informacionnie-potoki-finansovih-organizacij.html

informacionnie-potoki.html

informacionnie-potoki-i-matrici-obsheniya.html

informacionnie-potoki-na-osnovanii-shemi-organizacii.html

informacionnie-potoki-na-predpriyatii.html

informacionnie-potoki-opredelenie-edinici-izmereniya-i-vidi-informacionnih-potokov.html

informacionnie-potoki-v-logistike.html

informacionnie-potrebnosti-sluzhbi-marketinga-na-predpriyatii.html

informacionnie-povodi-ya-ne-upustila-vozmozhnost-pozdravit-pokupatelej-s-samimi-razlichnimi-prazdnikami-i-predlozhila-specskidki-po-sluchayu-prazdnikov.html

informacionnie-pravootnosheniya-voznikayushie-pri-proizvodstve-peredache-i-rasprostranenii-informacii-informacionnih-resursov-informacionnih-produktov-informacionnih-uslug.html

informacionnie-pravootnosheniya-voznikayushie-pri-proizvodstve-peredache-i-rasprostranenii-informacii-informacionnih-resursov-informacionnih-produktov-informacionnihuslug.html

informacionnie-pravovie-bloki-sistemi-garant.html

informacionnie-prichini-diabeta.html

informacionnie-processi.html

informacionnie-processi-i-informatizaciya.html

informacionnie-processi-i-sistemi.html

informacionnie-processi-i-tehnologii.html

informacionnie-processi-ot-makroissledovanij-k-socialnoj-teorii-praktik.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ