Правила и базовые ожидания в межличностном общении




Структура любой социальной ситуации с необходимостью включает в себя нормы и правила, регулирующие взаимодействие и характер отношений ее участников. Любой из нас, прежде чем вступить во взаимодействие с другими людьми, обычно соотносит свои предполагаемые действия с принятыми в его среде максимами и стандартами поведения, ожидая и от других соблюдения определенных норм и правил межличностного общения. Основная задача правил – внесение порядка в отношения, что делает эти отношения узнаваемыми, предсказуемыми, следовательно, понятными.

Правила социального взаимодействия можно определить следующим образом: это стандартные действия (методы, процедуры), устанавливающие и регулирующие порядок отношений между участниками взаимодействия, в основе которых – знание того,какое поведение соответствует данной ситуации, а какое – нет.

Понимание правила как действия или практического знания позволяет отличить его от такого не менее важного регулятора социального взаимодействия, как норма. Если нормы – это принципы, разделяемые членами данной культуры и предписывающие им поведение, то правила – это знание того, как действовать, или привычная последовательность действий в конкретной ситуации. В отличие от норм, правила взаимодействия более индивидуализированы и зависят от ситуации и личностных особенностей включенных в общение людей. Они рождаются и развиваются на основе целесообразности, являются результатом согласования интересов и привычек партнеров. Поскольку ситуативная и социальная компетентность участников взаимодействия являются важнейшими характеристиками следования правилу, то и основанием нарушения правил (или их оценка воспринимающей стороной как нарушений) могут быть действия, либо не соответствующие коммуникативной задаче (или воспринятые как таковые), либо неумелые. Чем больше потребность в координации деятельности, тем выше требование к точности и понятности правил поведения.

Правила тесно переплетены с ожиданиями по поводу взаимодействия, то есть следование правилам определяется ответом людей на вопросы (не обязательно осознаваемые): “Чего мне следует ожидать?” и “Что я должен делать?”. К базовым ожиданиям, определяющим характер повседневного общения, можно отнести следующие:



1. Ситуационная уместность: ожидается, что участники взаимодействия знают, как вести себя в конкретных социальных ситуациях. Нарушение этого ожидания объясняется усталостью, неуклюжестью и т.д. Если же этих объяснений недостаточно, то окружающие склонны приписывать нарушителю душевную болезнь.

2. Уважительное отношение друг к другу, что подразумевает соответствующую манеру поведения. При этом приемы обращения и манера держаться отнюдь не свидетельствует об искренности, речь идет именно о базовых ожиданиях, в основе которых – признание необходимости совместного сосуществования самых разных людей.

3. Способность передавать свои сообщения доступным для понимания другого человека образом и, в свою очередь, проникать в смысл того, что передано ему самому.

4. Взаимность, содержание которой можно выразить следующим образом: необходимо помогать тем, кто помогал нам; нельзя причинять вред тем, кто оказывал нам помощь.

Правила как принудительные действия получили название регулятивных. Они обычно имеют форму императива - “делай Х” или “Если У, то делай Х” (например, “в верхней одежде не входить”, “стучи, когда входишь”). Разновидностью регулятивных правил являются правила ритуальные.

Ритуальные правила это регулярные, повторяющиеся, четко обозначенные, имеющие устойчивую последовательность действия людей, создающие возможность совместного коллективного существования, прогнозируемости социальных событий.

В повседневном общении к ритуальным формам взаимодействия можно отнести приветствия и прощания, комплименты и благодарности, вопросы о здоровье и обмен подарками. В выборе всех этих привычных и, казалось бы, само собой разумеющихся форм поведения, мы вовсе не свободны. В детстве нас настойчиво им обучают и на протяжении всей последующей жизни достаточно строго контролируют, следуем ли мы им. Ритуалы межличностного общения выполняют, как правило, те же функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта и т.д., что и в иных видах социального взаимодействия. Однако в отличие от религиозных ритуалов они в значительно меньшей степени стандартизированы и почти не подвергаются рационализации (т.е. специальному осмыслению в сознании их участников).

Успешность ритуального межличностного взаимодействия зависит в основном от таких факторов, как:

1) ориентация в ситуации общения и знание соответствующих ей правил поведения;

2) умение подчинять свое поведение этим правилам (часто вопреки непосредственным эмоциям и ощущениям), не смущаясь некоторой неискренностью своих проявлений;

3) умение помочь другому “сохранить лицо”, если его поведение в данной ситуации в чем-то не соответствует сложившемуся стереотипу о должном.

Таким образом, социальные правила, управляя нашим поведением, одновременно регулируют и конституируют структуру социального взаимодействия, обычно выступая в качестве фоновых допущений. В некоторых случаях правилом будет предписание, в других – правила, конституирующие саму деятельность, бывают правила-рецепты, применяющиеся при обучении какой-либо деятельности, но не имеющие принудительной силы, или же правила, которые вычитываются из практики самой деятельности, но которые нигде не зафиксированы.

Трудные ситуации

Среди типичных социальных ситуаций межличностного взаимодействия следует выделить так называемые трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуация – это ситуация, которая становится для человека, переживающего или воспринимающего ее, причиной стресса или тревоги. М. Аргайл приводит следующее определение трудной ситуации: “Данная ситуация заставляет вас чувствовать тревогу или дискомфорт либо потому, что вы не знаете, как поступить, либо потому, что она заставляет вас испытать чувства страха, смущения или неловкости”[7]. Был проделан огромный объем работ для того, чтобы выделить типы стрессовых ситуаций, их основные характеристики, конкретные элементы, вызывающие трудности, и важнейшие стадии развития социальной ситуации с тем, чтобы помочь людям вести себя в них более успешно. В результате в качестве стрессовых были определены следующие ситуации межличностного взаимодействия.

1. Ситуации неодобрения или критики со стороны других.

2. Ситуации публичного выступления и социальной активности.

3. Ситуации конфронтации и выражения недовольства.

4. Ситуации сексуального контакта.

5. Ситуации интимности и теплоты в общении.

6. Ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей.

7. Ситуации утраты близкого человека или значимых отношений.

Источники беспокойства и тревожности в данных ситуациях могут быть связаны как с субъективными состояниями участников коммуникации, так и с параметрами самой ситуации.

Так, трудности возникают, если люди не осознают свои основные цели или цели партнеров по взаимодействию, преследуют цели, не очень уместные в данной ситуации, что приводит к внутреннему конфликту или конфликту с другими людьми. Стресс могут вызывать жесткость или, напротив, неясность, неопределенность правил, которые нужно соблюдать. Некоторые ситуации оказываются сложными, поскольку требуют знания концептов, специфических для этих ситуаций. Примерами могут служить дебаты, аукционы, похороны, драки (борьба), имеющие четкие нормы и правила, которые нужно знать, чтобы участвовать в них успешно. Ситуации, предполагающие соблюдение определенных ритуалов, оцениваются как трудные и в том случае, если люди не знакомы с последствиями, значением или целями ритуализованных актов или не знают, как представить себя или оценить свое собственное поведение.

Если в работе с субъективными состояниями существует два основных терапевтических направления – снижение тревожности при помощи бихевиоральной терапии или совершенствование навыков и способности управлять ситуациями при помощи тренинга, то в случае трудностей, связанных с параметрами самой ситуации, совершенствование способов видения ситуации может сделать ее менее стрессовой.



Работы которые могут быть Вам интерессными drama-kak-rod-literaturi.html

drama-kak-rod-literaturi-ponyatie-katastrofi-i-katarsisa.html

drama-kak-rod-litri-ee-zhanri.html

drama-mozhet-bit-stimulom-privodyashim-nas-vovnutr.html

dramaticheskaya-hronika-v-pyati-dejstviyah-s-epilogom-v-stihah.html

dramaticheskaya-legenda-ob-olyantae.html

dramaticheskaya-metafora.html

dramaticheskaya-peripetiya-sozdaet-formu.html

dramaticheskaya-peripetiya-usilivaet-interes-k-istorii.html

dramaticheskaya-rolevaya-igra.html

dramaticheskaya-shkola.html

dramaticheskaya-situaciya-kak-bol-haraktera.html

dramaticheskij-dramatichnij-dramaturgicheskij.html

dramaticheskij-harakter.html

dramaticheskij-konflikt-kak-kategoriya.html

dramaticheskij-teatr-imeni-turgeneva-1976-g.html

dramaticheskij-tip-zhizn-vecherinka.html

dramaticheskoe-dejstvie.html

dramaticheskoe-i-liricheskoe-tok-shou.html

dramaticheskoe-povestvovanie.html

dramaticheskoe-uchastie-v-simvolicheskom-syuzhete.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ