Понятие о противоречиях




Сложные изобретательские задачи (неизвестных типов) требуют нетривиального подхода, так как улучшение одних параметров системы приводит к недопустимому ухудшению других параметров. Возникают противоречия.

Альтшуллер определяет изобретательские задачи как класс технических проблем, чье решение требует разрешения противоречий. Он идентифицирует три категории противоречий: административные, технические и физические.

Административные противоречия являются наиболее очевидными (данная система должна быть спроектирована, но мы не знаем как) и они приводят к гораздо более важным техническим противоречиям: параметры данной технической системы (ТС) взаимосвязаны и улучшение одного параметра ухудшает другие (Технические противоречия могут быть так же интерпретированы как обмены.)

Правильная формулировка технических противоречий имеет эвристическое значение и эти противоречия являются причиной наиболее важных основных физических противоречий. Эти противоречия могут быть определены как антагонистические требования, навязанные на данную ТС её индивидуальными компонентами. Следуя данному определению изобретательских задач, их решение может быть понято как процесс, постоянно имеющий дело с административными, техническими и физическими противоречиями.

Заметим, что эти три категории противоречий представляют три уровня технической деятельности: управление, числовой анализ, качественное доказательство.

Идентификация физических противоречий является наиболее трудно и важной частью инновационного процесса проектирования. Когда все эти противоречия правильно идентифицированы, их разрешение является отно-сительно простым при использовании законов развития ТС, описанных ранее.

Решение задач по АРИЗ представляет собой последовательность по выявлению и разрешению противоречий, причин, породивших данные противоречия и устранению их c использованием информационного фонда. Так определяются причинно-следственные связи, суть которых - углубление и обострение противоречий.

Для этого в АРИЗ рассматриваются три вида противоречий: поверхностное, углубленноеиобостренное. Г.Альтшуллер их назвал соответственно: административное, техническое и физическое.

ПОВЕРХНОСТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (ПП) - противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения выражается в виде нежелательного эффекта (НЭ)и формулируется в следующем виде: "Надо выполнить то-то, а как неизвестно", "Какой-то параметр системы плохой, нужно его улучшить", "Нужно устранить такой-то недостаток, но не известно, как", "Имеется брак в производстве изделий, а причина его не известна".

Пример 5.1. Перед конструкторским бюро А.Н.Туполева была поставлена задача создания к концу 50-х годов нового пассажирского самолета на 170 мест с большой дальностью полета. Для этого потребовалось авиадвигатели на суммарную мощьность 50 тыс. л.с. У самого мощного из имеющихся в СССР двигателей ТВ-2 было всего 6 тыс. л.с. Как быть?

УГЛУБЛЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (УП) - это противоречие между определенными частями, качествами или параметрами системы. УП возникает при улучшении одних частей (качеств или параметров) системы за счет недопустимого ухудшения других. В глубине одного ПП, чаще всего, лежит несколько УП.

Как правило, улучшая одни характеристики объекта, мы резко ухудшаем другие. При решении технических задач, изменяют технические характеристики объекта, поэтому Г.Альтшуллер углубленное противоречие назвал техническим противоречием.

Техническое противоречие возникает в результате диспропорции развития различных частей (параметров) системы. При значительных количественных изменениях одной из частей (параметров) системы и резком "отставании" другой (других) ее частей возникает ситуации, когда количественные изменения одной из сторон системы вступают в противоречие с другими. Разрешение такого противоречия часто требует качественного изменения этой технической системы. В этом и проявляется закон перехода количественных изменений в качественные.

Пример 5.1 (продолжение). Чтобы получить требуемую суммарную мощность нужно использовать 8 двигателей. При этом самые крайние двигатели располагаются на расстоянии 25 м от фюзеляжа, что недопустимо удлиняет крылья. Возникает углубленное противоречие между МОЩНОСТЬЮ самолета и недопустимым увеличением ДЛИНЫ крыла.

Сформулируем другое углубленное противоречие. Если перейти к спаренным двигателям на общую мощность 12 тыс. л.с., то нужно использовать воздушный винт диаметром 9 м, что приводит к необходимости поднять самолет над землей на 5 м. Углубленное противоречие в этом случае между МОЩНОСТЬЮдвигателей и большой ВЫСОТОЙ самолета.

А.Н.Туполев разрешил описанное противоречие следующим образом. Он предложил спарить двигатели в единый блок, а на одном валу блока расположить сразу два четырехлопастных воздушных винта, которые вращаются в разные стороны. Потребовалось всего 4 блока (по два на крыло), диаметр винта составил 5,2 м. Самолет не нужно поднимать на большую высоту. В результате был создан самолет ТУ-114 с достаточно высокой скоростью полета до 870 км/час.

ОБОСТРЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (ОП) – предъявление противоположных свойств (например, физических) к определенной части технической системы. Оно необходимо для определения причин, породивших углубленное противоречие, т.е. является дальнейшим его углублением, при этом выявляются противоречивые физические свойства системы, поэтому Г.Альтшуллер назвал это физическим противоречием.

Пример 5.2 Сформулируем обостренное противоречие (ОП). Чтобы проводник в ИМС имел маленькое сопротивление, он должен быть выполнен из золота, а чтобы проводник имел хорошую адгезию с подложкой, должен быть из другого материала. Более короткое и обостренное ОП можно сформулировать: материал проводника должен быть из ЗОЛОТА и НЕ ИЗ ЗОЛОТА. Типичное разрешение такого обостренного противоречия - использование ПОСРЕДНИКА.

Сначала наносят подслой, имеющий хорошую адгезию с подложкой и с золотом, а затем на него напыляют золото. В качестве подслоя берут никель или титан.

Таким образом, рассмотренные три вида противоречий образуют цепочку: поверхностное противоречие (ПП) - углубленное противоречие (УП) - обостренное противоречие (ОП), которая определяет причинно-следственные связи в исследуемой технической системе.

Пример 5.3. Не идеальность ключевых свойств мощных транзисторов и диодов являются причиной потерь электрической энергии, которая разогревает полупроводниковый прибор, ухудшая тепловой режим его работы.

Сформулируем поверхностное противоречие (ПП): "Необходимо улучшить тепловой режим транзисторного (диодного) ключа в радиоэлектроаппаратуре, в которую он устанавливается". Или: "Необходимо исключить перегрев силового транзистора в усилителе радиоприемника". В первой формулировке ПП показывается, какое качество нужно улучшить, а во второй - нежелательный эффект (НЭ) - перегрев транзистора.

Устранение указанного поверхностного противоречия может осуществляться за счет создания нового транзистора или применения радиатора, который улучшает тепловой режим работы транзистора, но увеличивает габариты радиоаппаратуры.

Углубленное противоречие (УП)между ТЕМПЕРАТУРОЙ и ГАБАРИТАМИ или ПОТЕРЯМИ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) и ГАБАРИТАМИ.

Улучшение теплоотвода приводит к необходимости увеличения площади радиатора, а снижение габаритов радиоаппаратуры требует уменьшения площади радиатора.

Опишем обостренное противоречие (ОП): площадь радиатора должна быть БОЛЬШОЙ, чтобы улучшить отвод тепла, и МАЛЕНЬКОЙ, чтобы радиоаппаратура была малых габаритов.

Такое противоречие можно, например, разрешить путем изменения структуры. На радиаторе делают ребра. Общая площадь радиатора остается такой же или больше, а габариты аппаратуры не увеличиваются и даже могут быть уменьшены.

Теперь, рассмотрев различные противоречия, следует еще раз отметить, что решить сложную техническую задачу - значит улучшить необходимые показатели системы, не ухудшая другие. Осуществить это возможно путем выявления углубленного (технического) противоречия, определения причин, породивших его, или даже причины причин (выявление обостренного противоречия), и устранения этих причин, то есть разрешения обостренного (физического) противоречия.



Работы которые могут быть Вам интерессными vnutrirespublikanskie-regioni-belarusi-osobennosti-specializacii-regionov-i-ih-rol-v-ekonomike-strani.html

vnutrirodovaya-otvetstvennost.html

vnutrirossijskie-formi-beznalichnih-raschetov.html

vnutrirotovie-metodi-fiksacii-povrezhdenij-skulovoj-kosti.html

vnutrirotovie-metodi-mandibulyarnoj-anastezii.html

vnutrirotovie-metodi-repozicii-povrezhdenij-skulovoj-kosti.html

vnutrirotovie-nesemnie-apparati.html

vnutrirotovie-semnie-apparati.html

vnutri-sebya-u-oni-obyazjtelno-nrshpetsya.html

vnutrisekretornaya-chast-podzheludochnoj-zhelezi-polovih-zhelez-ih-stroenie.html

vnutrisekretornaya-funkciya-podzheludochnoj-zhelezi.html

vnutrisekretornaya-i-vneshnesekretornaya-funkciya-polovih-zhelez.html

vnutriserdechnie-i-vneserdechnie-faktori-uchastvuyushie-v-regulyacii-deyatelnosti-serdca-ih-fiziologicheskie-mehanizmi.html

vnutriserdechnie-mehanizmi-regulyacii-raboti-serdca.html

vnutriserdechnoe-elektrofiziologicheskoe-issledovanie-efi.html

vnutrishkolnij-kontrol-i-regulirovanie-v-upravlenii.html

vnutrishkolnij-kontrol-v-upravlenii-obrazovatelnimi-sistemami-vidi-formi-i-metodi.html

vnutrishlifovalnie-stanki.html

vnutrisistemnij-hendover-s-ispolzovaniem-interfejsa-h2.html

vnutrismennaya-dinamika-rabotosposobnosti.html

vnutrisosudistie-narusheniya-mikrocirkulyacii.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ