Образование СССР. Социально-политический и экономический строй. Формирование однопартийного режима




Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Став правящей, большевистская партия вступила на путь сое­динения с государством. Это привело к подчинению государствен­ных структур партии. Партийные органы стали подменять совет­ские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превра­щения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.

Теперь Ленин в центр политической системы уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и веду­щую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в ру­ках партии для управления государством. Так возникает теорети­ческое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками.

После окончания гражданской войны стали формироваться на­чала авторитарного политического режима. Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оста­валось рыночным, подверженным колебаниям. Это вело к воз­никновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало проти­воречие между авторитарным режимом и плюралистической эко­номикой.

Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды лидера — Ленина, который служил своеобразным компенсатором отсут­ствия демократического механизма принятия решений, учета прав меньшинства. Положение резко изменилось после его смерти. Авторитарный режим остался без авторитарного вождя.

Однако И.В.Сталин начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и «неформального» вождя. В конце 20-х гг. внутри партии Сталин одер­живает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг:

1. однопартийность;

2. официальная идеология;

3. исключительное право государства на руководство всеми средствами массовой информации для распространения официаль­ной идеологии;

4. абсолютная власть верховного правителя;

5. административно-командная система экономики:

6. террор.

Каждый член общества был вовлечен в иерархическую систему идеологизированных организаций: в партию, комсомол, Советы, профсоюзы, ДОСААФ и др. Население поддерживалось в состоя­нии повышенной мобилизационной готовности. Это достигалось пу­тем сменявших друг друга массовых пропагандистских кампаний, волн массового террора, показательных судебных процессов над «врагами народа».

Широкое распространение получило внеэкономическое принуж­дение. В 1939 г. для колхозников были введены нормы трудодней, за невыполнение которых отбирались приусадебные участки. Что­бы крестьяне не бежали из деревни, в 1940 г. на все города и по­селки городского типа распространили паспортный режим и обя­зательную прописку паспортов. Но крестьянам их не выдавали. Рабочих и служащих стали предавать суду за три прогула в месяц (1938 г.) и опоздания на работу (1940 г). Летом 1940 г. рабочие и служащие были прикреплены к своим рабочим местам — им бы­ло запрещено самовольно менять место работы.

Таким образом, завершается процесс формирования политиче­ской системы в СССР. Он начался с лозунга «Вся власть Сове­там!», который подразумевал самое широкое участие трудящихся масс в управлении государством, и закончился оформлением тота­литарного режима, когда партия была поставлена в исключитель­ное положение.

50.Экономическая политика Советского государства в 1925-1936 гг. Индустриализация. Коллективизация. Первые три пятилетки плана

К концу 1924г. партийное руководство делает вывод о завершении восстановительного периода, когда советская экономика впервые дала объёмы, сопоставимые с дореволюционными. Отныне промышленное производство не могло расти исключительно за счет пуска прежде стоявших предприятий. Становилось очевидным, что промышленный потенциал, оставшийся в наследство от старой России, не обеспечивал приемлемых темпов экономического развития, так как основные производственные фонды фабрик и заводов морально устарели и безнадёжно отставали от современных требований. Свою роль играли и внешнеполитические факторы. В середине 20-х годов ухудшились взаимоотношения СССР с Великобританией и Китаем. Предстояло решать проблемы размещения экономического потенциала, который в основном сосредоточился в европейской части страны.

XIV съёзд вошёл в историю, как съезд индустриализации, хотя о ней в его постановлениях говорилось лишь в общих чертах. Тем не менее, съезд принял исключительно важное решение взять курс на достижение экономической самостоятельности Советского Союза. Произошли изменения в составе руководящих органов партии: в Политбюро вошли Калинин, Молотов и Ворошилов – надёжные соратники Сталина.

Развернулись споры вокруг методов, темпов и источников накопления для индустриального обновления СССР. Обозначились два лагеря: левые во главе с Троцким звали к сверхиндустриализации (средства, необходимые для индустриализации, могут быть получены только за счет их «перекачки» из сельского хозяйства в промышленность с помощью соответствующего налогообложения крестьянства и неэквивалентного товарообмена между городом и деревней), правые под руководством Бухарина были за более мягкие преобразования (вначале следовало обеспечить хозяйственные потребности крестьянства и развивать рыночную экономику).

В резолюциях XV партконференции (осень 1926г.) определялись источники накопления для индустриализации: вложение «в индустрию новых масс прибавочного продукта, создаваемого внутри старой промышленности», использование через госбюджет доходов других отраслей народного хозяйства, привлечение сбережений населения через кооперацию, сберкассы, кредиты, государственные займы и др.



Работы которые могут быть Вам интерессными gipenrejte-vvedenie-v-obshuyu-psihologiyu.html

giperadrenokorticizm-u-koshek.html

giperaktivnie-deti-i-problemi-ih-obucheniya.html

giperaktivnie-i-passivnie-deti.html

giperaktivnij-rebenok-v-seme.html

giperaktivnost-impulsivnost.html

giperaktivnost-mochevogo-puzirya.html

giperaktivnost-nejrona.html

giperaktivnost-rasstrojstva-povedeniya-u-detej-upryamie-i-neposlushnie-deti.html

giperbaricheskaya-oksigenaciya.html

giperbaricheskaya-oksigenaciya-obosnovanie-metoda-lecheniya.html

giperbilirubinemiya-pri-gepatocellyulyarnoj-zheltuhe.html

giperbola-i-litota-ih-funkcii-v-literature-ponyatie-o-groteske.html

giperbola-sredstvo-hudozhestvennogo-izobrazheniya-osnovannoe-na-preuvelichenii.html

giperbola-vivod-uravneniya-giperboli-i-ego-issledovanie.html

giperbolicheskaya-model-regressii.html

giperbolicheskie-podstanovki.html

giperbolicheskie-soediniteli-grpm1.html

giperbolicheskij-paraboloid.html

giperborei-poveliteli-vetrov.html

giperborejskaya-tema.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ