Необходимость объединения частей.




А что делать в том случае, если вызванная вами часть никак не соглашается перестраиваться? Проще всего — видоизменить эту часть, как бы объединив ее с ее же противоположностью. С использованием другой техники НЛП: объединения частей или, иначе, противоположностей. Вообще-то она применяется в случаях, когда мы имеем дело с явной расколотостью человека на полярности — как бы две противоречащие друг другу части («трезвая» и «пьющая», «активная» и «пассивная», «отдыхающая» и «работающая», «смелая» и «трусливая» — список продолжите сами). Объяснение этой темы лежит за пределами этой книги, поскольку нас здесь интересует только то, что с помощью техники объединения противоположностей отторгнутую часть болезни можно и вернуть, и интегрировать, и переформировать.

Пример работы по объединению противоположностей.Виктор пришел ко мне по совету своего лечащего врача. Дело в том, что курс лечения, который он проходил, давал какой-то странный эффект: ремиссии (ослабление симптома) четко периодически перемежались с рецидивами. Я объяснил клиенту, что это вполне может быть связано с существованием двух относительно или полностью независимых его частей, одна из которых стремилась к выздоровлению, в то время как вторая по каким-то причинам хотела сохранить болезнь. Вначале Виктор как-то не очень проникся этим предположением (не столько не принял, сколько не понял его). И тогда, узнав о том, что мой клиент производственник (всю свою жизнь работал на производстве), я предложил ему вспомнить, не бывало ли в практике его работы ситуаций, в которых два подразделения одного предприятия по каким-то причинам вступали в «контры» друг с другом, отчего страдали не только они, но и все предприятие (как вы поняли, это было всего-навсего вариантом метафоры «завод», которую вы прочитали в начале этой главы). Виктор живо вспомнил несколько подобных случаев и, рассказывая мне о второй ситуации противоречия — кажется, отдела маркетинга и службы главного технолога, — внезапно прервал свою речь и сказал: «Все, я понял. У меня внутри так же. А что делать?»

Я предложил Виктору, так как он уже согласился с тем, что у него есть две части, расположить эти части справа и слева и как бы поместить каждую из этих частей в соответствующую руку. Виктор выбрал вариант, при котором часть, желающая сохранить болезнь, расположилась в левой руке, а часть, стремящаяся к здоровью — в правой.

Далее я попросил клиента от имени каждой из частей рассказать, что делает каждая из них и чего она при этом хочет. К вящему изумлению Виктора оказалось, что часть, желающая сохранить болезнь, хочет не столько самой болезни, сколько «сохранения статус-кво», отсутствия серьезных изменений в жизни, которые, по ее мнению, немедленно наступят, если Виктор, не дай бог, выздоровеет. Что же касается части, стремящейся к здоровью, то ее желание было противоположно — измениться и «наконец-то вылезти из того болота, которое он (Виктор — С.К.) называет жизнью».

После этого я предложил частям посмотреть друг на друга и высказать то, что они друг о друге думают. Часть, желающая сохранить болезнь, устами Виктора обозвала часть, стремящуюся к здоровью, выскочкой, которая ищет на свою голову приключения, и рохлей, которая, к счастью, сама по себе ничего не может добиться. Часть, стремящаяся к здоровью, не осталась в долгу и заявила, что «также вот упрямые консерваторы, как эта «больная» часть, всегда мешали прогрессу».

Я остановил разрастающуюся перепалку между частями и попросил каждую из них подумать о своей мета(сверх)цели, то есть о том, чего, в конечном счете каждая из них добивается, чего она хочет. Оказалось что часть, желающая сохранить болезнь, своим стремлением к сохранению статус-кво добивается для Виктора безопасности, тогда как часть, стремящаяся к здоровью, — прогресса и развития. Услышав это, я спросил, не стоит ли им хоть в какой-то степени начать уважать друг друга, ибо метацели каждой из них выглядят очень экологично? Части нехотя согласились с тем, что «цели оппонента» заслуживают некоторого уважения, хотя принять их они все-таки не могут. И тогда я задал части, желающей сохранить болезнь, «коварный» вопрос: «А для чего нужна безопасность?»

«Чтобы Виктор нормально жил», — почти тотчас ответила она.

«А для чего нужны прогресс и развитие?» — спросил я часть, стремящуюся к здоровью.

«Чтобы нормально жить», — чуть помедлив, ответствовала она.

Я позволил себе потянуть паузу, в то время как слегка, похоже, ошарашенные собственными ответами части Виктора нервно шевелили руками, в которых были представлены. А когда заметил, что руки эти синхронно дернулись друг к другу, задал следующий вопрос: «Согласны ли части, что и прогресс, и развитие не нужны без безопасности, а безопасность невозможна без прогресса и развития?» Части вынужденно согласились с этим. А дабы их согласие стало более существенным, я предложил каждой части описать, в чем они видят и признают важную функцию другой части, что они все теми же устами Виктора и сделали.

Добившись такого вот взаимопризнания частей, я попросил каждую из них посмотреть на другую часть и перечислить те ресурсы (качества, умения, навыки и способности) другой части, которые были бы полезны для достижения ее — перечисляющей части — целей. Часть, желающая сохранить болезнь, безусловно отметила наличие у своей визави стремления к совершенству, а так же мягкость и доброжелательность, в то время как часть, стремящаяся к здоровью, обнаружила у своей противоположности явное упорство и настойчивость (интересно, почему это почти всегда «хорошая» — разумеется, только в кавычках — часть обычно бывает слабой и пассивной, в то время как «плохая» — сильной и активной?).

И тогда я спросил, не согласятся ли части объединить свои ресурсы для более полного достижения своих позитивных целей и общей метацели. Если да, то пусть тогда руки, представляющие каждую из частей, в знак этого постепенного объединения начнут в своем темпе и ритме, не важно, быстро или медленно, но сближаться, приближаясь друг к другу и к объединению; и мы будем знать, что объединение завершилось, когда руки, сблизившись, соприкоснутся, сплетутся пальцами и пожмут друг друга.

Я специально применил более сложный вариант финального действа по объединению противоположностей, который использую в тех случаях, когда погрузил клиента в транс — обычно бывает достаточно просто предложить пациенту свести ладони вместе и одновременно создать некий новый образ интегрированных в единое целое частей (для этого я в начале процедуры часто прошу представить или описать каждую часть в виде какого-то образа — человека или животного). В данном случае небольшой риск оказался полностью оправдан эффектной, а главное, весьма эффективной с точки зрения исцеления клиента и преодоления его раскола на противоположности концовкой: когда Виктор с выражением крайнего изумления на лице наблюдал, как его руки сами по себе мелкими рывками двигались навстречу друг другу, пока, наконец, не соприкоснулись и не сплелись в едином рукопожатии. Позднее клиент С. Ковалей признал, что в этот момент он ощутил электрический ток в теле и ему даже почудилось, как нечто черное и белое, слившись, стало ярким и цветным...

Стоит ли упоминать, что после слияния противоположностей в излечении Виктора наблюдался уже только прогресс — умеренный, но уверенный...

Надеюсь, что теперь вы уже поняли, что сам факт существования болезни с ее вторичными выгодами, потребностями и смыслами неизбежно может породить не только часть, которая, поддерживает всю эту «выгодность», но и ту часть, которая просто никак не хочет выздоравливать. А так как вы еще и отвергаете ее, регулярно поругивая, и, наоборот, нахваливая то в себе, что хочет выздороветь (другую, полярную, часть), без объединения этих противоположностей вам ну никак не обойтись.

Техника слияния частей. Р.Дилтс справедливо заметил, что основная техника возвращения целостности своего «Я» обычно выполняется несколько поверхностно. Во многом— вследствие поверхностности ее описания. Поэтому я привожу здесь полный его (Р. Дилтса) вариант описания техники объединения частей, который годится как для объединения частей, так и для интеграции конфликтных убеждений (помните этот важный момент в работе с убеждениями?). Данная техника Р. Дилтса описана здесь по материалам его трехтомника «Стратегии гениев» в самом общем виде: для «побуждающей» и «тормозящей» частей (я сознательно заменил термин «возбуждающая» на «побуждающая» часть — исходя не из теории возбуждения и торможения, но из семантики и смысла).

1. Определите конфликтующие убеждения или проблемы и физически обозначьте противоречащие друг другу части.

1.1. Войдите в контакт с «побуждающей» частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это молено сделать, задав себе вопрос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает делать это?» Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются с «побуждающей» частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)

1.2.Усильте ощущение «побуждающей» части самого себя еще больше,а затем:

а) позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо

б) встаньте в то место, которое обозначает вашу «побуждающую» часть (это может быть точка на вашей линии времени).

1.3. Установите контакт с «тормозящей» частью и обратите внимание на чувства, связанные с ней.Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы делать, что я хочу?» Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или какие жесты ассоциируются с этой «тормозящей» частью?

1.4.Усильте ощущение «тормозящей» частии:

а) позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь другой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Или

б) встаньте в то место, которое обозначает «тормозящую» часть (это может быть точка на вашей линии времени).

2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем,связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете место в пространстве найдите позицию, равноудаленную от этих двух частей.

3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части.На этой стадии разные части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом.

3.1.Попросите «побуждающую» часть повернуться и посмотреть на «тормозящую»(или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей «тормозящая» часть? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает?

3.2. Теперь попросите «тормозящую» часть повернуться и посмотреть на «побуждающую»(или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она «побуждающую» часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает?

4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей.

4.1.Обратитесь к «побуждающей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение?Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) «тормозящую» часть?Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?»

4.2. Теперь обратитесь к «тормозящей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение?Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) «побуждающую» часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?»

5. Убедитесь, что каждая из частей признает и принимает позитивное намерение другой части.Спросите каждую из них, может ли она попять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, намерения совпадают.

6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частейна более высоком уровне. Объясните необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом».

7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части,чтобы осуществить ее позитивное намерение и общую цель.

7.1.Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления своих собственных целей и общей цели.Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю.

7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений,которые могут появиться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть).

8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие частив новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела.

8.1. Если вы использовали руки:

а) сконцентрировавшись на общей цели и дополнительных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться. Когда вы будете это делать, почувствуйте, как ваши две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую па 100% из обеих частей;

б) когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните рукии посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез;

в) поместите новое интегрированное «Я» внутрь вашего тела,поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть.

8.2.Если вы использовали пространственную локализацию:

а)встаньте на место, представляющее «тормозящую часть». Заякорите состояние(позитивное намерение, ощущение общей цели, ресурсов и способностей), ассоциированное с этой частью;

б) удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за «побуждающей» частью, и действуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы;

в) затем встаньте в позицию «побуждающей» частии ощутитеприсутствие мудрости, поддержки и наличие ресурсов противоположной части;

г)сконцентрировавшись на особых ресурсах «побуждающей» части и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов «тормозящей» части, перейдите на место «тормозящей» части, неся с собой все эти ресурсы.Встаньте в позицию «тормозящей» части — так, чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обратите внимание на ощущение интеграции и симметрии;

д) вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другус той же скоростью, с какой вы приближаетесь к ним. В той точке, где ваши две части сойдутся, протяните руки и возьмите их.

9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию и ощущая, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни.

Воссоединение с отвергнутой частью по Ф. Фанчу. В книге«Пути преобразования. Общие модули развития» Ф. Фанч предложил свой вариант процедуры слияния частей, в которой главным является не объединение противоположностей, а воссоединение с отторгнутой частью (той самой, что ответственна за симптом): технику объединения противоположностей.

1. Проверьте, нет ли у вас какого-то поведения, изолированного от обычного (болезнь —это как раз очень подходящий пример).

2. Подберите условное, приблизительное название этого поведения, но будьте готовы изменять его по мере обнаружения нового материала. Названия должны быть очень широкими и общими (например, «часть, поддерживающая болезнь»). Они предназначены для того, чтобы разделить поведение на две большие группы, так что не стремитесь быть слишком точным.

3. Спросите себя: «У меня есть часть, которая __________?» И получите подтверждение этого.

4. Теперь задайтесь вопросом: «Чем занимается (что делает) эта моя часть?» Узнайте ее общее поведение и деятельность. Будьте при этом совершенно беспристрастны и постарайтесь не навешивать отрицательных ярлыков.

5. Спросите себя: «Есть ли у меня часть, противоположная ____________?» Узнайте обратную сторону. Ее

не нужно особо искать, это просто дополняющая часть, которая не делает того, что делает первая, но делает все остальное или что-то противоположное (в данном случае это часть, обеспечивающая вас здоровьем).

6. Теперь последовательно задайте своим частям следующие вопросы:

«Чем занимается эта часть?»

«Какие хорошие качества части А?» «Чего ей не хватает?»

«Какие хорошие качества части Б?» «Чего ей не хватает?»

«Эти части присутствуют одновременно или по очереди?»

«Если бы часть А могла говорить с частью Б, что бы она сказала?»

«Если бы часть Б могла говорить с частью А, что бы она сказала?»

7. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать друг другу и просто обмениваться информацией.

8. Теперь спросите себя или части: «Часть А ценит (хорошо относится, восхищается, любит) часть Б?» и наоборот.

9. Поощрите части начать больше ценить друг друга и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.

10. Задайте вопрос: «Чему может часть А научиться у части Б?» Если они еще не поняли, что могут учиться друг у друга, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, и согласиться работать над достижением этого. Обратите внимание части на другую часть, как на источник обучения этому.

11. Договоритесь о том, как части могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга. Побудите части обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают.

12. Если части после этого не начали быстро сливаться, узнайте, что разделяет их. Выясните, что стоит между ними, и разберитесь с этим. Это может быть неприятное ощущение, которое вы испытываете, когда части сталкиваются вместе. Может быть, полезно справиться с этим с помощью изменения личной истории ире-имприптинга, а потом вернуться к процессу объединения.

13. Если вы почему-то чувствуете, что все это происходит слишком быстро или слишком сильно, то вы можете составить план, по которому эти части будут продолжать сотрудничать или объединяться. Вы даже можете оставить части разделенными—но так, чтобы они хорошо общались и сотрудничали друг с другом.

14. Если слияние частей начало происходить, вы можете ускорить его. Способ осуществить это объединение следующий. Вытянув руки вперед ладонями вверх, вообразите в каждой руке часть и наблюдайте, как они обмениваются энергией. Когда вы ощутите или увидите, что это происходит, сведите руки вместе. Такие действия скорее всего дадут толчок для полного объединения частей, если они уже готовы к этому.

15. Теперь проверьте слияние, обратившись к себе как к целостной личности. Задайтесь вопросом: «Как изменится моя жизнь теперь, когда у меня все это воссоединилось и слилось?» Обязательно спросите себя, как начиная с этого момента пойдут ваши дела в части болезни. И не удивляйтесь, если все очень существенно изменится.

Упражнение 104.

- Определите основные противоположности,которые существуют в вашей жизни. Например (по Р. Дилтсу «Стратегии гениев»):

Краткое удовольствие против Долговременного блага,

Делать для себя против Делать для других;

Прошлое (ребенок) против Будущего (взрослый);

Эмоциональное против Рационального;

Рост против Защиты;

Мечтатель против Критика;

Игра против Работы;

Хорошо против Плохо.

Осуществите объединение всех этих своих противоположностей.

Упражнение 105.

-> Определите части «про» и «контра»- выздоровления, т.е. ту, которая хочет выздороветь и ту, которая по каким-то причинам этого не желает. И осуществите слияние частей по схеме Р. Дилтса. Упражнение 106.

Выделите поддерживающую болезнь и обеспечивающую исцеление части и осуществите их объединение по технике Ф. Фанча.

— Почему ты не читаешь сутр?— однажды спросил Басо.

— Разве между сутрами и дзен есть разница? — ответил Сэйдо.

— Все равно ты должен читать сутры во имя других.

— Каждый лечит свою болезнь сам. Как я могу помочь другим?

— Скоро ты перевернешь мир.

Глава 6. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ИСЦЕЛЕНИЯ

Идеал в тебе самом. Препятствия к его достижению — в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.

Л. Толстой

«Все, что можно детально представить, осуществимо». Эти слова писателя А. Бессонова, которые он вложил в уста своего героя — офицера Александра Королева — я бы с удовольствием сделал еще одной пресуппозицией (базовым принципом) нейролингвистического программирования. Но несколько в другой редакции: «Все, что вы детально представите, осуществится». Ибо вы даже не подозреваете о том, какой потрясающей силой обладают наши подкрепленные желанием мыслеоб-разы. Потому что именно они программируют наше бессознательное — да так, что оно, «включаясь» по достижении определенного уровня желания и при выполнении условий создания правильных мыслеформ, как автопилот, начинает вести нас к цели. В этой главе мы и разберемся с вопросом о создании и формировании таких вот мыслеобразов, которые, используя возможности нейро-соматического контура, зададут направление вашего путешествия из болезни в здоровье. Для того чтобы путешествие это началось (если, конечно, оно все еще не началось) вам необходимы два типа образов. Так что обсудим то, как создаются мыслеобразы

• результата излечения и

• процесса исцеления.

Работы которые могут быть Вам интерессными ponyatie-obichaya-i-obichnoe-pravo.html

ponyatie-ob-igrovih-modelyah.html

ponyatie-ob-immunitete-i-ego-vidi.html

ponyatie-ob-immunitete-i-immunnoj-sisteme-uchastie-v-zashitnih-reakciyah.html

ponyatie-ob-immunitete-klassifikaciya-razlichnih-form-immuniteta.html

ponyatie-ob-immunitete-mfh-t-limfocitov-antigenzavisimaya-proliferaciya.html

ponyatie-ob-immunitete-vidi-immuniteta.html

ponyatie-ob-immunopatologii-patogeneticheskie-mehanizmi-oslozhnenij-i-ih-posledstviya-principi-profilaktiki.html

ponyatie-ob-immunoterapevticheskih-sredstvah.html

ponyatie-ob-indeksah-fizicheskogo-razvitiya.html

ponyatie-ob-indeksah.html

ponyatie-ob-individualnom-razvitii-porode-zhivotnih-i-metodah-razvedeniya.html

ponyatie-ob-informacii.html

ponyatie-ob-informacionnih-tehnologiyah.html

ponyatie-ob-informacionnoj-sisteme.html

ponyatie-ob-informacionnom-obshestve.html

ponyatie-ob-innovatike-kak-nauke-ob-innovaciyah-i-novovvedeniyah-ego-mesto-na-predpriyatii-kak-ekonomicheskoj-strukture.html

ponyatie-ob-innovatike-kak-o-nauke-izuchayushej-metodologicheskie-osnovi-upravleniya-innovacionnoj-deyatelnostyu-i-prodvizheniya-na-rinok-innovacionnih-produktov.html

ponyatie-ob-intellekte-i-intellektualnih-narusheniyah.html

ponyatie-ob-intellektualnoj-organizacii.html

ponyatie-ob-intensivnosti-obeme-i-velichini-nagruzki-pri-vipolnenii-aerobnih-uprazhnenij.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ