Необходимость йогической системы образования




Свами Сатьянанда Сарасвати

Йогическое образование для детей

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати (Бихарская Школа Йоги)
Перевод: Шунья Шанкар
(web издание, 2012)


Содержание:

Вступление

Физиологический аспект

Эмоциональный /поведенческий аспект

Ментальный аспект

Творческий аспект

Польза йоги для детей

Необходимость физической культуры

Польза для детей с ограниченными возможностями

Йогическая терапия эмоциональных расстройств


Йога и образование

1. Необходимость йогической системы образования

2. Йога и детские проблемы

3. Йога для детей дошкольного возраста

4. Занятия йогой начинаются в восьмилетнем возрасте

5. Студенческие волнения и способы их предотвращения

6. Йога и проблемы молодежи

7. Улучшенные способы образования

8. Йога в школе

9. Йога и образование

10. Вопросы и ответы


Йога терапия

11. Йога при эмоциональных расстройствах

12. Йога для детей с ограниченными физическими возможностями

13. Йога помогает в борьбе с детским диабетом


Практическая часть

14. Йога для детей дошкольного возраста

Позы

Дыхание

Релаксация, визуализация и творческое мышление

15. Техники йоги для детей 7-14 летнего возраста.

Позы

Йога в форме игр

Дыхательные практики и упражнения для релаксации

16. Техники йоги для занятий в классной комнате.

Разминка и развитие осознания тела

Практики для релаксации и творческой визуализации.

17. Обучение асанам

18. Серия упражнений Паванмуктасана

Паванмуктасана 1 - Антиревматические асаны

Паванмуктасана 2 - Анти-гастритные асаны

Паванмуктасана 3 - Бодрящие асаны

19. Упражнения для глаз

20. Сурья Намаскар

21. Чандра Намаскар

22. Последовательность воина

23. Асаны для релаксации

24. Позы животных

25. Асаны предметов и действий

26. Ролевые асаны

27. Позы букв

28. Парные асаны

29. Пранаяма

30. Практический учебный план

31. Игра «Свет бытия»


Вступление

Данная книга – это пособие для обучения детей техникам йоги, основанное на многолетней практике и опыте разных учителей. Она содержит описания условий для занятий, требования для разных возрастных групп, и характерные особенности образовательного процесса. Кроме этого, в книге приведены методы, основанные на классических йогических практиках, и адаптированные для современных условий.
Особая важность уделяется посвящению детей с 7 летнего возраста в гаятри мантру, пранаяму и практику сурья намаскар.

Практические упражнения, приведенные во второй части книги, могут послужить базой для построения учебного плана. Как начинающие, так и опытные учителя найдут применение этим йогическим техникам.

В книге содержатся наработки нескольких авторов, поэтому некоторая информация может повторяться.

Что такое йога?

Йога – это искусство и наука жизни, главная цель которой – эволюция сознания. Поэтому йога включает в себя систему дисциплин для постепенного развития всех аспектов личности. На первых этапах мы обычно работаем с физическим телом. Через практику физических упражнений или асан, позвоночник, мышцы и суставы становятся здоровыми. Благодаря асанам происходит легкий массаж разных желез, что способствует искоренению многих проблем, связанных например, с щитовидной железой, недостаточной выработкой инсулина, или с другими гормональными проблемами.

Пранаяма, или практика дыхания, важна не только для укрепления легких и насыщения тела кислородом, она также оказывает положительное влияние на мозг и эмоции. Эмоциональная стабильность, как результат практики пранаямы, способствует конструктивному высвобождению ментальной и творческой энергии, благодаря чему ребенок обретает уверенность в себе, осознанность и самоконтроль.

Релаксация, возникающая при использовании техники пратьяхары, или отвлечения чувств от объектов внешнего мира, способствует снижению стресса, накопленного в повседневной жизни. Йога нидра - это практика пратьяхары, которая влияет на все аспекты личности, благодаря глубокому умственному и физическому расслаблению, также важным элементом данной практики является концентрации внимания, или дхарана.

Устойчивая концентрация, или дхьяна, успокаивает бушующий ум и направляет ментальную энергию в творческое русло. Дхьяна также вносит спокойствие в повседневную жизнь, и в дальнейшем ведет к достижению самадхи - главной цели всех йогических практик. Но это возможно только при соблюдении определенной дисциплины. Благодаря йоге, личность обретает баланс во всех сферах жизни. В этой книге мы рассмотрим физиологические, эмоциональные, ментальные и творческие аспекты личности.

Физиологический аспект

Для начала определим базовые состовляющие физического тела.

Поддерживающие системы: это скелет, мускулатура и связь между ними. Подрастающего ребенка хорошо научить держать прямую осанку без напряжения; это не должно вызывать у него сложности. Гибкость, подвижность и прямая осанка - это основные требования для сбалансированного развития тела.


Контролирующие системы
: например нервная и эндокринная системы. Особое внимание следует уделить шишковидной железе. Крошечная шишковидная железа находится в медулла облонгата (продолговатом мозге), в головном мозге. Считается, что шишковидная железа тесно связана с аджна чакрой, центром мудрости и интуиции. Когда ребенку исполняется 8 лет, шишковидная железа начинает деградировать. Данная деградация связана с началом полового созревания, когда гормоны начинают высвобождаться из гипофиза.

В этот переходный период, пробуждаются половые инстинкты, и многие дети плохо справляются с этим опытом. Высокий уровень гормонов в крови создает дисбаланс между витальными и ментальными функциями. Витальные функции следует понимать как праническую или биоэнергетическую систему, а ментальные функции это умственные способности. Пранические и ментальные системы престают слаженно взаимодействовать друг с другом, тоже происходит и на уровне желез, например с щитовидной железой и надпочечниками. Именно поэтому у детей наблюдаются отклонения в поведении, они часто испытывают гнев, прибегают к насилию. Большинство из этих проявлений прямо или косвенно связано с гормональным дисбалансом.

Зачем ребенку испытывать стресс половой зрелости в таком раннем возрасте? Если мы сможем задержать процесс дегенерации шишковидной железы, установив баланс между симпатической нервной системой (пингалой) и парасимпатической (идой); тогда ребенок будет продолжать радоваться детству без стресса, и неуместных в его возрасте импульсов.

Метаболические системы:например, пищеварительная и дыхательная системы. Поскольку в возрасте 8 лет физиологическое развитие легких ещё продолжается, очень важно заниматься с детьми различными дыхательными практиками. Нади Шодхана, или поочередное дыхание разными ноздрями, устанавливает баланс между двумя полушариями мозга, а также брюшное дыхание – это пример простых и эффективных техник. Дети, занимающиеся плаванием, с помощью дыхательных техник могут задерживаться под водой больший промежуток времени. Они учатся использовать свои легкие в полную силу.

Эмоциональный/поведенческий аспект

Сюда относится гиперактивное поведение, релаксация, и культура эмоций. В йогической терминологии эмоциональное нарушение представляет собой дисбаланс между манас шакти (ментальной энергией) и прана шакти (жизненной силой). Если наблюдается избыток ментальной энергии и недостаток праны, ребенок страдает от депрессии, беспокойства или апатии. Ему недостает подвижности, и он не в силах преобразовать свою умственную энергию в творческое действие. И, наоборот, если наблюдается избыток праны и недостаток манаса, поведение ребенка становится буйным и деструктивным. Огромный объем энергии без надлежащего контроля может привести к беде. Это подобно машине, движущейся без тормозов. С таким ребенком очень трудно жить, и практически невозможно обучать его чему-либо.

Практика йоги автоматически приносит уравновешенность. Характер и уравновешенность - это проявления внутренней чистоты, которую невозможно воспитать одними разговорами, для этого необходима практика.

Ментальный аспект

Сюда входит способность концентрироваться, запоминать, рассуждать, сознательный, подсознательный и бессознательный ум, а также систематическая стимуляция обоих полушарий головного мозга.

Новые подходы к образовательному процессу были рассмотрены в Университете Штата Калифорния в мае 1978 года, где была проведена большая конференция для педагогов, методистов, школьных и врачебных психологов и администраторов. Были рассмотрены такие темы как: метафорическое мышление, обратная биологическая свзяь (биофидбек), Тай Цзи Цюань, медитация, управляемая визуализация, сны, психотерапия и психическое развитие детей. Термин «трансперсональная психология» был использован для обозначения широкого спектра положительных внутренних переживаний и их научного изучения. Учителям необходимо хоть как-то расширить границы своих возможностей, для того чтобы начать использовать метафорические и метафизические, эстетические и драматические, духовные и любые другие вдохновляющие способы передачи знаний. Они слишком долго пребывали в скучном и привычном мире лекций, учебников, тестов и оценок.

Когда у нас появляются дети, мы хотим чтобы они развивались, и поэтому мы всегда должны помнить о своих целях. Куда мы движемся? Именно этот базовый вопрос на сегодняшний день отсутствует в обычных образовательных системах. Там есть технологии, но нет цели. Мы не знаем, кем станет маленький человек. Мы считаем, что он или она захотят получить образование, стать акробатом, учителем, доктором или кем-либо еще, но кроме этого мы не видим никакой высшей цели.

Творческий аспект

Данный аспект подразумевает воображение, визуализацию, вокализацию и развитие личных качеств (при использовании намерения (санкальпы) в йога нидре). Дети, практикующие асаны с юного возраста, способны комбинировать последовательность разных поз в виде танца. Дети, практикующие внутренние визуализации, рассказывают о том, что когда им встречается новое слово, они представляют себе его образ, для того чтобы запомнить правильное написание и позже суметь распознать его при чтении.

Система йоги разработана таким образом, что подходит любому, независимо от возраста, интересов, возможностей и ограничений. Разумеется, потенциал развития более высок, если практика начинается с юных лет, и человек не страдает от каких-либо физических отклонений.

Польза йоги для детей

Практика йоги способствует не только гибкости и развитию растущего организма; благодаря ней, оптимизируется мышление, развивается внимание и концентрация, пробуждается творческий потенциал. Воображение и фантазия у детей до 6 лет обычно направлены на игрушки и сказки, но мы можем направить их воображение на более реальные вещи, таким образом побуждая их адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Ребенок обычно интуитивен и менее обусловлен, чем взрослый, и поэтому он более откровенен, прямолинеен, и, прежде всего, обладает большей способностью к обучению. Йогическая физиология считает, что это связано с тем, что шишковидная железа еще не начала деградировать, отвердевая, и что практика йоги способна замедлить эту деградацию. Позже, когда ребенок взрослеет и начинает ходить в школу, те же самые практики способствуют оптимизации его познавательных способностей, а постоянная дисциплина позволяет ему направить эмоции в конструктивное русло.

Необходимость физической культуры

Профессор Ганс Краус, лечивший Д.Ф. Кеннеди, утверждал, что малоподвижный и потворствующий слабостям образ жизни, крайне опасен для детей, которым необходимо развитие сильного и гибкого тела для последующей взрослой жизни. Физически одаренные дети, и дети занимающиеся спортом, имеют меньше проблем со здоровьем, чем те, кого не привлекает спорт. Но даже их необходимо стимулировать для развития мускулатуры и правильной осанки. Например, на первом занятии шестинедельного курса по физкультуре родителей спросили, смогут ли их четырех-шестилетние дети коснуться руками пальцев на ноге, не сгибая при этом колени. Все участвующие ответили, что, разумеется, их дети много двигаются, и для них это не составит труда. В итоге родители были крайне удивлены, когда обнаружили, что дети неспособны проделать это простое упражнение. Бег, легкая атлетика, верховая езда, катание на коньках, не всегда способствуют развитию гибкости и подвижности тела.

Итак, зачем детям практиковать именно йогу, а не гимнастику или спортивные игры?

Все формы двигательной активности очень хороши и должны использоваться на занятиях физкультурой, но дело в том, что они подходят не для всех детей. Даже дети с ограниченными физическими возможностями могут участвовать в занятиях йогой, так как для этого не требуется много сил и напряжения мускулатуры. Йогические упражнения тонизируют и растягивают мышцы, способствуют гибкости, и благотворным образом влияют на нервную и эндокринную систему.

Польза для детей с ограниченными возможностями

Дети, страдающие от полиомиелита или от других подобных заболеваний, успешно занимаются йогой, достигая высоких результатов. Важно отметить, что их социальное развитие и благополучие напрямую зависит от участия в жизни класса. Занимаясь йогой в группе, физически слабые дети могут выполнять задания наравне с остальными одноклассниками. Такое невозможно представить, если бы занятия по физкультуре состояли исключительно из гимнастики и спортивных игр, так как для участия в них необходимо хорошее здоровье, выносливость, быстрота реакции и наличие духа соперничества. Для физически ограниченных детей йога - это единственная возможность радоваться занятиями физкультурой, без ощущения своей неполноценности. Дети с умственными отклонениями также могут получить огромную пользу от практики йоги, киртана, пранаямы и карма йоги.

Йогическая терапия эмоциональных расстройств

Гиперактивные дети с эмоциональными расстройствами, деструктивным и агрессивным поведением могут извлечь большую пользу из занятий йогой. Гиперактивный ребенок беспокоен, он не способен сконцентрироваться и закончить работу, он слишком много разговаривает и не успевает в школе. Обычно у таких детей дисбаланс проявляется в раннем возрасте, до двух лет. Уже в первые годы мать замечает, что у ребенка проблемы со сном, питанием и здоровьем. Многие из таких детей отстают в развитии речи, у них наблюдается плохая координация движений. В подростковом возрасте

они очень нетерпеливы, недисциплинированны, раздражительны и чаще других говорят неправду. Часто они бывают замешаны в драках, воровстве; в подростковом возрасте они убегают из дома, попадают в плохую компанию и употребляют алкоголь.

Для лечения гиперактивных детей часто используют амфетамины. Они воздействуют на ретикулярную формацию, ключевую зону в стволовой части мозга, расположенную в высшей точке спинного мозга, отвечающую за мышление и внимание. Под воздействием амфетаминов гиперактивный ребенок становится послушнее, его внимание усиливается, он лучше выполняет необходимую работу, и успеваемость в школе растет. На взрослых амфетамин оказывает похожее воздействие. Они вызывают освобождение норадреналина, нейротрансмиттера, который взаимодействует с другим нейротрансмиттером - ацетилхолином. Но, не смотря ни на что, главной проблемой медикаментозного лечения остается временный эффект подобной терапии. Когда действие препарата заканчивается, ребенок возвращается к своему обычному поведению. Ко всему прочему, медикаментозное лечение приводит к формированию зависимости и риску передозировки.

В статье под названием «Карта души», напечатанной в журнале ОМНИ за 1983 год, Ф. Фарли, психолог-педагог университета штата Висконсин, отмечает, что гиперактивность и проблемы с успеваемостью являются следствием расстройств нейронной системы. Другие нейрофизиологи полагают, что проблема заключается в нарушении допамино – ацетилхолинового баланса; два этих нейротрансмиттера необходимы для передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Как и асаны, пранаяма напрямую оказывает влияние на мозг и эндокринную систему, дополнительно стимулируя ум и эмоциональную природу ребенка, способствует эмоциональной гармонизации, нормализует психомоторные функции и усиливает внимание. Мы подробно проиллюстрируем воздействие йоги на гиперактивных и агрессивных детей, исходя из практического опыта.

Мать привела своего 9 летнего сына на занятия йогой. Она рассказала, что ребенок, просыпаясь, бьет своего пятилетнего брата, капризничает, когда собирается в школу, ведет себя непотребным образом, и отличается агрессивным поведением. Единственное, что ему нравится делать, это петь в церковном хоре Вены. По окончании первого занятия йогой ему сказали, чтобы он приходил на следующее, но только при условии, что ему там понравится. На следующей неделе он с матерью пришел на занятия йогой.

После нескольких уроков ребенку были даны упражнения для индивидуальной практики или садханы, которую он должен был выполнять каждое утро перед завтраком. Каждый день он делал сурья намаскар, упражнение, состоящее из двенадцати позиций, семь кругов простейшей нади шодхана пранаямы, а также выполнял брахмари пранаяму или дыхание жужжащей пчелы.

Через несколько месяцев мать мальчика позвонила и сказала, что если с нами свяжется директор кружка пения, мы должны подтвердить, что её сын посещает занятия йогой по четвергам, чтобы избавиться от проблем с позвоночником. Дело было в том, что занятия йогой и хоровым пением стали проводиться в один и то же час, и его мама хотела, чтобы он продолжал заниматься йогой, так как благодаря практике он стал более гармоничным ребенком. Каждое утро он выполнял свою садхану, потом спокойно завтракал и отправлялся в школу.

Когда мы решили сказать директору, что мальчик посещает йогу чтобы избавиться от эмоциональных проблем, его мать настояла, чтобы мы указали выдуманную причину, поскольку директор хора не поймет и не примет правдивую точку зрения, посчитав занятия по йоге неуважительной причиной для пропуска уроков хорового пения. К сожалению, это распространенная точка зрения, что йога представляет собой всего лишь комплекс физических упражнений и не способна положительно влиять на детей с эмоциональными отклонениями. На самом деле, занятия йогой помогают направить чувства и эмоции ребенка в правильное русло, а также стимулировать творческую энергию в детях с эмоциональными проблемами, чего не так просто добиться на обычных занятиях физической культурой.

Йога позволяет детям развиваться физически, умственно, эмоционально и творчески. Это универсальная система для воспитания гармоничной личности.

Йога и образование

Необходимость йогической системы образования

Свами Сатьянанда Сарасвати

Пожалуй, это чудо, что современные методы образования еще окончательно не задушили невинное детское любопытство; самое важное что необходимо нежному растению, помимо обычной заботы, это свобода - без нее оно обязательно завянет.


Альберт Эйнштейн.

В течение последних 20 лет я пытался принести йогу в школы, и дома людей. В мои детские годы существовало множество предубеждений относительно йоги. Считалось, что йогой занимаются лишь те, кто готовится оставить мир. Если люди видели человека, практикующего йогу в раннем возрасте, они обычно относились к этому с подозрением: «Йога? Так рано?». Даже в наши дни многие считают, что йога это удел пенсионеров. Но я всегда верил, что йога способствует эволюции человека в любом возрасте. Разумеется, когда я был ребенком, я не так хорошо осознавал, что такое йога.

Подготовка ума

Если вы захотите разбить сад, вырастить цветы и деревья, что вы сделаете? Просто разбросаете семена? Многие могут поступить именно так, но разве из этого что-либо получится? Для начала вы должны вспахать землю и удалить все сорняки, и только потом можно сажать семена, из которых вырастут цветущие, плодоносящие деревья. Тот же принцип работает и с человеческим разумом. Ум должен быть подготовлен, для того чтобы семена знания проросли.

Сознание имеет много уровней. Существуют уровни, в которые не проникает внешняя информация. Наверняка вы встречали таких людей в своей жизни. Чтобы вы ни говорили им, складывается впечатление, что разговор идет с глухим человеком; ничто не проникает в их разум. Их ум напоминает необработанную почву, в которой даже лучшие семена не смогут прорасти, и неважно, сколько сил на это потрачено. Но бывают люди с умом, похожим на вспаханную землю. Когда им говорят что-либо, они прислушиваются. Такие люди обладают восприимчивым разумом. Вот почему в йоге очень важную роль играет трансформация сознания. Тогда можно вырастить что угодно, без всяких трудностей.

Много лет назад, когда данная концепция стала очевидной для меня, я начал проводить различные эксперименты с йогой. Во время моих пилотных проектов я занимался йогой со многими детьми. Я не хочу сказать, что я был на 100% успешен, но благодаря проведенным экспериментам, я пришел к определенным выводам о влиянии йоги на эволюционные процессы человеческого ума.



Работы которые могут быть Вам интерессными smert-i-perevoploshenie.html

smert-i-posmertnaya-sudba-drakuli.html

smert-i-primirenie.html

smert-i-reintegraciya-gruppi.html

smert-i-rozhdenie-v-korolevskoj-seme.html

smert-i-trevoga.html

smert-i-umiranie-v-doindustrialnih-kulturah.html

smert-i-voskresenie-shamana-pered-prizvaniem.html

smert-i-vozrozhdenie.html

smert-i-vozrozhdenie-psihotehniki.html

smert-iv-stalina-i-opredelenie-alternativ-poslestalinskogo-razvitiya.html

smertiyu-ne-kazniti-a-chiniti-nakazanie.html

smert-izabelli-de-siguensa-10-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-11-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-12-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-1-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-2-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-3-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-6-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-7-glava.html

smert-izabelli-de-siguensa-8-glava.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ