Методы диагностики межличностных отношений ребенка




В настоящее время в психологии существует большое количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, однако не все они релевантны для обследования детей.

Недостаточно развитая речь и, соответственно, сложности в вербализации своих эмоциональных состояний и чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста существенно сужают круг возможных диагностических методик и приемов. Предпочтительными становятся проективные методики, ситуационные тесты, схемы наблюдения, в то время как тесты, конструируемые в виде опросников, представляются малоэффективными.

Мы можем выделить следующие группы методических средств, применяемых для социально-психологическиой диагностики межличностных отношений детей.

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест, предложенный Дж. Морено в 1934 году [7, 16]. Его суть – субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов опре- деляются социометрический статус индивида (лидер, изолированный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т. д.

Существует ряд модификаций социометрического теста. Например, аутосоциометрические методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе. Методика предложена К. Е Данилиным в 1981 году.

Интересны варианты аутосоциометрии для детей Я. Л. Коломин- ского (1984). В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на котором изображены четыре концентрических кольца. Им предлагается расположить условные обозначения (или фотографии) товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, – во второе кольцо и т. д. По данным аутосоциограммы всех членов группы возможно определение 9 социального статуса каждого. На основе самоопределения испытуемых методика выявляет предполагаемый и воображаемый социометрический статус. Автором также предложены модификации аутосоциограммы для детей младшего школьного и дошкольного возраста [16].

Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Ситуационный тест. В социальной психологии достаточно часто используются методики исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Содержание схемы наблюдения зависит от теоретической ориентации психолога и специфики решаемых задач.

Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу (1970), который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды инте- ракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодиро- вать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динами- ки, статус и роль участников взаимодействия и т. д. [16].

Методики косвенной оценки межличностных отношений. Наиболее известные методики этой группы основаны на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории:

· а) методики наблюдения реальной ситуации;

· б) техники символического моделирования реальной ситуации;

· в) проективные методики.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. Классическую процедуру представляет собой схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей фиксируется наблюдателем или же, в более сложных схемах, проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого, предложенным К. Петерсоном (1982). Иллюстрацией элементарной процедуры может служить следующий вариант: в комнате находятся стол и два стула, расположенные на определенном, достаточно большом расстоя- нии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на одном из стульев, при входе испытуемого просит его сесть. Свободный выбор дистанции, проявляющийся в выборе места для расположения стула, связывается с психологической ситуацией межличностных отношений.

Методики символического моделирования межличностной ситуации достаточно разнообразны. В одной из них, используемой цитированными выше авторами, испытуемому предлагается набор фотографий, в которых зафиксированы разные расположения стола и стульев. Испытуемого просят выбрать из них ту, в которой запечатлено наиболее комфортное для него расположение. Другие варианты моделирования предполагают большую активность испытуемого, когда он сам должен полностью структурировать ситуацию, самостоятельно располагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, определенным образом в пространстве. Согласно методике, описанной Дж. Кют (1962), ребенок складывает вырезанные фигуры разных людей на бархатной доске. При сравнении данных о линейных расстояниях между фигурами с соответствующими данными исследований по другим психологическим методикам автор пришел к выводу, что эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации [16].

Проективные методики, основанные на обсуждаемом принципе, существенно не отличаются от методических приемов моделирования, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на определенную сферу познания. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый материал.

Известны и наиболее часто применяются для исследования межличностных отношений следующие методики. «Рисунок семьи» (Drawing-Family Technique) – группа проективных методик, предназначенных для оценки внутрисемейных отношений.

Тест «Нарисуй свою семью» В. Вульф (1947), где ребенку предлагается, используя лист бумаги и цветные карандаши, нарисовать свою семью. Анализируются: последовательность рисования членов семьи, их расположение, наличие пропуска отдельных членов семьи [16].

«Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация основывается на символическом толковании изображенных отношений [7].

«Рисунок семьи животных» – модификация теста «Нарисуй свою семью» для детей замкнутых, имеющих проблемы в общении [16, 20]. Методики САТ – Children’s Apperception Test (L. Bellar, S. Bellar, 1978) для детей 3–10 лет. В качестве проективного материала применяется серия из 10 картинок, изображающих сцены отношений между животными [7]. TAT – Tematic Apperception Test Г. Мюррея (1935) для детей старше 10 лет, с изображением сцен между людьми. Набор картинок в тестах САТ и ТАТ составлен так, чтобы вызвать реакции ребенка на темы, связанные с питанием, отношением к родителям, братьям, сестрам. Рассказы ребенка дают разнообразные сведения, прежде всего о личностных проблемах ребенка в сфере отношений с другими [3, 8, 16].

Методика «Два дома» (The Two-Houses Technique) разработана И. Вандвик, П. Экблад в 1994 году. Тест предназначен для исследования восприятия детьми своих семей. Задача испытуемого – перечислить людей, живущих с ним, и разместить каждого члена семьи в один из двух домов, нарисованных исследователем. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок вселяет в свой дом) и, главное, ка- чественные. Очень важно знать, куда ребенок поселит родителей [7, 8].

Проективная методика «Фильм-тест» Р. Жиля (1959) предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также некоторых его поведенческих характеристик и черт личности по 13 параметрам, например, отношение к родителям, братьям, сестрам, учителю, степень любознательности, общительности, конфликтности и т. д.

Валидность проективных средств в измерении межперсонального пространства подтверждается в работе Д. Эдвардса [7, 16].

Работы которые могут быть Вам интерессными chem-obuslovleni-izmeneniya.html

chem-obuslovleni-uspeh-ili-neudacha-komandi.html

chem-obuslovlen-pryamoj-ekonomicheskij-effekt.html

chem-obyasnit-to-chto-odno-pokolenie-detej-virastaet-pod-lozungom-moloko-yajca-myaso-drugoe-zhe-poluchaet-kashi-frukti-ovoshi.html

chem-obyasnit-tot-fakt-chto-chem-bogache-strana-tem-nizhe-ee-godovie-tempi-rosta-privedite-primeri.html

chem-obyasnyaete-zhelanie-moskovskih-vlastej-pomenyat-kadri.html

chem-ocenivaetsya-mera-zavisimosti-mezhdu-velichinami.html

chem-oekt-mozhet-pomoch-vracham-i-klinicistam.html

chem-ogranichena-golosovaya-shel.html

chem-ogranicheno-okolomatochnoe-kletchatochnoe-prostranstvo.html

chem-ogranicheno-salnikovoe-otverstie-vedushee-v-salnikovuyu-sumku.html

chem-ogranicheno-zabryushinnoe-prostranstvo-szadi.html

chem-ohlazhdat-nadduvochnij-vozduh.html

chem-okonchilis-poiski-sbezhavshej-princessi.html

chem-okonchilsya-skuchnij-vecher.html

chem-oliver-nort-opravdival-svoyu-lozh.html

chem-on-naivnee-to-est-chem-bolshe-verit-v-dobro-tem-silnee-emu-prihoditsya-stradat-tak-kak-zhertva-chuzhih-ozhidanij-vsegda-stradaet-bolshe-nezheli-tot-kto-rasschitivaet-na-drugih.html

chem-opasen-bitovoj-musor.html

chem-opasen-dlitelnij-prosmotr-televizora-dlya-rebyonka.html

chem-opasen-internet-dlya-detej.html

chem-opasen-poliomielit.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ