Кроме того, стали изучать не только культурные различия, но и другие, такие как биологические, экологические, кросс-националъные.




- биологические различия(в питании, генетических особенностях,
гормональных процессах) могут варьироваться в группах людей внутри разных культур;

- экологические различиярассматривают человеческие популяции в процессе адаптации к их природной среде и базируются на видах экономической деятельности (охоте, собирательстве, земледелии) и т.д.;

- кросс-национальные- т.е. изучение различных культурных групп внутри одного государства.

Этот последний подход понимается как собственно этническая психология,изучающая группы как носители оригинальных культур, значительно отличающихся от доминирующей культуры и сохраняющихся в течение многих поколений после миграции.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - также наука междисциплинарная - создана на стыке этнографии (этнологии ) и социальной психологии.

Сам термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке.

Первоначально целью этнопсихологии было изучение психологических особен­ностей духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX в. сформировались самые общие понятия этнопсихологии - психология народов, национальный характер, народный дух и появился термин этническая (или этнографическая) психология ( Т. Рибо, 1886 )

Одновременно развивалось и философско-психологическое направление в этнопсихологии ( X. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон и др.).

Основным методомисследования в тот период был анализ проявлений человеческого духа в языке, обычаях, мифах, т.е. в сфере духовной культуры разных народов.

Отечественная этнопсихологияв историческом контексте связана с именами языковедов и литературоведов Д. Овсянико-Куликовского и А. Потебни, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа Г. Шпета.

В 1927 г. Шпетиздал книгу «Введение в этническую психологию», в которой этнопсихология классифицируется как описательная наука, изучающая дух народа или коллективные переживания.

Ключ к пониманию психологии народа, по мнению Шпета,- это его история, культура и конкретная социальная действительность, которые определяют содержание коллективного духа нации.

РОЛЬ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Возрастание роли этничностив т.н. «смутные времена» - реакция на неопреде­ленность (т.к. нетерпимость к неопределенности - одна из самых сильных психологи­ческих характеристик человека, способствующая его адаптации в окружающем мире).

При разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в определенности, на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира - этническая.

Эти проблемы выводят нас на давний спор о происхождении этничности или этнической идентичности.

Представители одного направления в этнологии, называемогопремордиализмом, объясняют этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения.

Некоторые ортодоксальные(др.-гр. - правомерный; убеждение, учение, лишенное здравого смысла) последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение.

Представители противоположного направления - инструментализма,полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества.; она может возрастать или уменьшаться в зависимости от множества факторов, в т. ч. от умения политиков эффективно мобилизовать группу для достижения общих целей или отражения внешней угрозы.

Некоторые инструменталисты (их еще называют конструктивистами) считают, что этническая идентичность социально конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляции и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению.

Русский философ И. Ильинпредостерегает, что « национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа».

В исследованиях Дж. Бери и М. Плизента,посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных обществах, установлено, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности, а угроза этой идентичности - к нетерпимости и этноцентризму.

В отечественных исследованиях было выявлено, что в норме в групповом сознании существует прочная устойчивая связь между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, связь, являющаяся социально-психологическим законом.

В неблагоприятных социально-психологических условиях данная связь может разрушаться или становиться обратной, активизируя механизмы психологической защиты, что выражается в росте негативных гетеростереотипов, этнической интолерантности, этноцентризме.

Отечественная этнопсихологияв своих эмпирических исследованиях опирается на следующие зарубежные теории:

- модель социальной идентичности Теджфела - Тернера;

- кризис личностной идентичности Э. Эриксона;

- иерархия потребностей А. Маслоу;

- методический аппарат Дж. Крамбо, построенный на теории В. Франкла о поисках личностью смысла жизни и др.

Всовременном мире нередкой является ситуация утраты человеком внутренних связей и глубинного понимания своей собственной этнической культуры, что выражается в неосознанных ( а иногда и осознанных ) внутренних конфликтах с ней, напр., коллективистские нормы культуры иногда воспринимаются как внешне навязанные императивы ( законы; повеление, настоятельное, безусловное требование ), не разделя­емые самим человеком.

Исследования психотерапевтов говорят: в настоящее время более часто психические нарушения встречаются у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, или у потомков межэтнических браков, т.е. в случаях, когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность ( и, следовательно, существует конфликт с культурой и этничностью ).

В настоящее время отечественная этнопсихология переживает время дифференциации, зарождения новых направлений, в т.ч. и традиционных:

- трансформации этнической идентичности в новых условиях ( Стефаненко Т.Г., Левкович В.П. и др.);

- проблемы этнических миграций и аккультурации (Лебедева Н.М., Гриценко В.В. и др. );

- психосемантические исследования общественного сознания ( Петренко В.Ф., Митина О.В. и др.);

- изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Андрущак И.Б., Рыжова СВ. и др.);

В области этнопсихологии личности :

- исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности ( Шлягина Е.И.ю, Ениколопов С.Н. и др. );

- этнопсихотерапии и этнофункциональной психологии ( Брюн Е.А., Сухарев А.В., Тимофеева М.Н. и др. ).

В западной традицииэтнопсихология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то в отечественной, скорее, наоборот, - кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели - глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности, т.е. кросс-культурная психология находится внутри этнической.

ЛИТЕРАТУРА:

Крысько В.Г. Этническая психология. - М., 2002

Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -

- Р-на-Д., 2000

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культуную психологию.- М., 1999 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2003

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этнопсихология. - Р-на-Д., 2000


Лекция № 2



Работы которые могут быть Вам интерессными chast-5-pomeste-dalgo-vstrecha-s-shuldih.html

chast-5-poryadok-vedenie-zasedaniya.html

chast-5-postoyannaya-dinamika.html

chast-5-predeli-adaptacii.html

chast-5-pridanie-kozhe-effekta-zamorazhivaniya.html

chast-5-rabota-s-fajlami-i-massivami-strok.html

chast-5-razvitie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-geometricheskih-predstavlenij.html

chast-5-roddi.html

chast-5-sbor-pozhertvovanij-v-naturalnoj-forme-imushestvo-rabota-uslugi.html

chast-5-s-egregorom-na-ravnih.html

chast-5-soveti-praktikuyushim-trejderam-763.html

chast-5-stati-26-vstupaet-v-silu-s-1-yanvarya-2016-goda.html

chast-5-stati-99-vstupaet-v-silu-s-1-yanvarya-2017-goda.html

chast-5-strategicheskaya-reakciya-v-realnom-masshtabe-vremeni.html

chast-5-takoe-raznoe-schastlivoe-okonchanie.html

chast-5-trenirovka-gibkosti-stretchiig.html

chast-5-trenirovka-gibkosti-stretching.html

chast-5-tyutyunik-av-shevelev-as-informacionnie-tehnologii-v-banke-m-izdatelskaya-gruppa-bdc-press-2003-368-s.html

chast-5-uchebnoe-dejstvie-ocenki-kak-proyavlenie-napravlennosti-uchebnoj-deyatelnosti-rebenka-na-samoizmenenie.html

chast-5-unikalnie-sorta-regiona.html

chast-5-v-chelovecheskoj-shkure.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ