Которые полезно знать каждому педагогу




В немалой степени на восприятии информации

сказывается состояние здоровья наших обучаемых. Современная молодежь считает здоровье далеко не самым важным в жизни. Наша задача — помочь смолоду «узнать» свой организм и уметь поддер-

живать его в порядке. Молодые люди часто боле­ют. В основе простуд, как правило, не сквозняки, а низкая реактивность организма, т. е. невелик за­пас здоровья, по мнению В. Козлова (Соц. индуст­рия. 1983 г. 31.08. С. 4), бывшего замдиректора Института физиологии детей и подростков Акаде­мии педагогических наук СССР. По данным этого института, организм старшеклассников работает на предельных нагрузках. Почти половина москов­ских восьмиклассников недосыпают от 30 мин до 2,5 ч в сутки. А нехватка только получаса сна сни­жает работоспособность подростка на 30 %.

Вторая причина в том, что почти 2/з тех же ребят в будни не бывают на свежем воздухе. А из тех, кто все-таки выбирается на улицу, лишь 8 % проводят там 2,5 ч, т. е. сколько нужно.

И третье, что способствует частым заболевани­ям, чрезмерному утомлению, — недостаток поло­жительных эмоций. Не удовольствий, развлечений, лакомств, подарков — от игрушек до радиоаппара­туры. Им не хватает более важного: внутреннего удовлетворения результатами учебы, своим местом среди товарищей. То же относится и к студентам. Как показали эксперименты, проведенные со сту­дентами Санкт-Петербургского педагогического университета, каждый потерянный час сна сни­жает умственную работоспособность на 10—20 %. Нарушение режима дня, решение задач натощак резко снижает продуктивность умственного тру­да/147, с. 31/.

Гиподинамия — малоподвижность — самая тре­вожная болезнь века. Вот почему важно поощрять и стимулировать нашу молодежь к туризму, спорту, физкультуре. Они должны знать, что на их домаш­нюю самостоятельную работу ежедневно отводится

3—4 ч, причем необходимы пятиминутные переры­вы через 45 мин занятий. Нужна прогулка до 3 ч в день. Желательно, чтобы она длилась с 14 до

16 ч, т. е. во время наибольшего спада работоспо­собности.

Необходимо помнить, что, по данным психоло­гии, наибольшая работоспособность приходится на утренние часы, от 8 до 12, и на вечерние, между

17 и 19 ч /171/. 2, 3, 5-е дни недели самые продук­тивные. Непродуктивны понедельник и четверг (чет­верг по Шаталову — «яма». Он давал свободный день в четверг).

Всем известно, что перед экзаменом у человека наступает такое состояние, когда ему кажется, что он ничего не знает, все забыл. Это состояние неуве­ренности, беспокойства, тревоги, страха влечет за собой повышение в крови количества адреналина (врачи его называют гормоном тревоги), а он как бы «стирает» информацию в памяти. Во время эк­заменов, по данным врачей, у студентов повышает­ся количество сахара в крови. Эмоции тревоги ус­коряют свертываемость крови, повышают ее вяз­кость, что увеличивает образование тромбов. Вра­чам известно, что страх поражает сердце, а гнев — печень /153, с. 46/.

Во многом здоровье студентов находится в пря­мой зависимости от структуры образовательного процесса. Это доказало исследование, проведенное в МГУ. Там было выявлено 68 % нервно-психиче­ских заболеваний у тех, кто идет в академический' отпуск /174, с. 65/. Причины неврозов:

1) социально-культурные (не только в России, но и в других странах) — 32%;

2) психологические, связанные с взаимоотноше­ниями лиц в различных микрогруппах, — 28%;

3) психолого-педагогические, отражающие не­посредственно воздействие образовательного процес­са, — 40% /174,с. 67,68/.

Последние были вызваны: адаптационными труд­ностями; изменениями микросоциального окруже­ния; началом профессионального обучения; перехо­дом на другой факультет вследствие профессиональ­ной переориентации; окончанием учебы и подготов­кой к самостоятельной деятельности; несоответстви­ем уровня требований в вузе начальной подготовке студентов; авторитарностью преподавателя; психи­ческим, эмоциональным напряжением; повышени­ем невротизации в период зачетов и экзаменов; чрез­мерно большим объемом информации; дефицитом времени; снижением уровня мотиваций к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания;

конфликтными ситуациями с преподавателем и учебно-вспомогательным персоналом.

Следовательно, при перестройке образовательных технологий необходимо включать в учебный про­цесс такие взаимодействия, которые не усложняли бы студентам познавательной деятельности и помо­гали переживать жизненные коллизии без пагуб­ных последствий для здоровья. Этому способствует педагогика сотрудничества и творческая атмосфе­ра. Они обеспечивают положительный эмоциональ­ный фон, повышающий общий тонус организма и его адаптационные возможности /174, с. 71/.

Зная все это, преподаватель может успешно орга­низовать процесс восприятия, освоения и воспро­изведения информации. К. Д. Ушинский выразил чрезвычайную динамику педагогической деятель­ности таким образом: «Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучай­те законы тех психических явлений, которыми вы

хотите управлять, и поступайте, соображаясь с эти­ми законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» /172, с. 55/. А это зна­чит, что успешность обучения и воспитания во мно­гом зависят от преподавателя, его умения сочетать профессиональные знания со знаниями педагогики и психологии, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации студента­ми. Владея ими, преподаватель сможет организо­вать познавательную деятельность студентов по оптимальному варианту.

9.

Работы которые могут быть Вам интерессными trete-i-chetvertoe-uravneniya-maksvella.html

trete-i-poslednee-svidanie-so-smerdyakovim.html

treteiyunskaya-monarhiya-1907-1914.html

treteiyunskaya-monarhiya-i-koncepciya-reform-pa-stolipina.html

treteiyunskaya-monarhiya-reformi-pa-stolipina.html

treteiyunskaya-politicheskaya-sistema-19071914-gg.html

treteiyunskaya-politicheskaya-sistema.html

tretej-glavi-razdel-sedmoj.html

tretejskie-sudi-i-pravovie-osnovi-ih-organizacii-i-deyatelnosti.html

tretejskij-process.html

tretejskij-sud-dlya-rassmotreniya-ekonomicheskih-sporov.html

tretejskij-sud-i-ego-vidi.html

tretejskij-sud-kak-metod-razresheniya-konflikta.html

tretejskij-sud-kak-predmet-izucheniya-v-kurse-arbitrazhnogo-processualnogo-prava.html

tretejskij-sud-menandr.html

tretejskoe-razbiratelstvo-sporov-mezhdu-grazhdanami-a-takzhe-mezhdu-grazhdanami-i-yuridicheskimi-licami.html

tretejskoe-razbiratelstvo-sporov-v-mezhdunarodnom-arbitrazhnom-sude-pri-belorusskoj-torgovo-promishlennoj-palate.html

tretejskoe-soglashenie-i-osnovi-tretejskogo-razbiratelstva.html

tretejskoe-sudoproizvodstvo.html

tretej-stadiej-proizvodstva-yavlyaetsya-fakultativnaya-stadiya-peresmotr-postanovleniya-po-delu.html

trete-kak-delo-do-petli-dohodit.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ