Которые полезно знать каждому педагогу




В немалой степени на восприятии информации

сказывается состояние здоровья наших обучаемых. Современная молодежь считает здоровье далеко не самым важным в жизни. Наша задача — помочь смолоду «узнать» свой организм и уметь поддер-

живать его в порядке. Молодые люди часто боле­ют. В основе простуд, как правило, не сквозняки, а низкая реактивность организма, т. е. невелик за­пас здоровья, по мнению В. Козлова (Соц. индуст­рия. 1983 г. 31.08. С. 4), бывшего замдиректора Института физиологии детей и подростков Акаде­мии педагогических наук СССР. По данным этого института, организм старшеклассников работает на предельных нагрузках. Почти половина москов­ских восьмиклассников недосыпают от 30 мин до 2,5 ч в сутки. А нехватка только получаса сна сни­жает работоспособность подростка на 30 %.

Вторая причина в том, что почти 2/з тех же ребят в будни не бывают на свежем воздухе. А из тех, кто все-таки выбирается на улицу, лишь 8 % проводят там 2,5 ч, т. е. сколько нужно.

И третье, что способствует частым заболевани­ям, чрезмерному утомлению, — недостаток поло­жительных эмоций. Не удовольствий, развлечений, лакомств, подарков — от игрушек до радиоаппара­туры. Им не хватает более важного: внутреннего удовлетворения результатами учебы, своим местом среди товарищей. То же относится и к студентам. Как показали эксперименты, проведенные со сту­дентами Санкт-Петербургского педагогического университета, каждый потерянный час сна сни­жает умственную работоспособность на 10—20 %. Нарушение режима дня, решение задач натощак резко снижает продуктивность умственного тру­да/147, с. 31/.

Гиподинамия — малоподвижность — самая тре­вожная болезнь века. Вот почему важно поощрять и стимулировать нашу молодежь к туризму, спорту, физкультуре. Они должны знать, что на их домаш­нюю самостоятельную работу ежедневно отводится

3—4 ч, причем необходимы пятиминутные переры­вы через 45 мин занятий. Нужна прогулка до 3 ч в день. Желательно, чтобы она длилась с 14 до

16 ч, т. е. во время наибольшего спада работоспо­собности.

Необходимо помнить, что, по данным психоло­гии, наибольшая работоспособность приходится на утренние часы, от 8 до 12, и на вечерние, между

17 и 19 ч /171/. 2, 3, 5-е дни недели самые продук­тивные. Непродуктивны понедельник и четверг (чет­верг по Шаталову — «яма». Он давал свободный день в четверг).

Всем известно, что перед экзаменом у человека наступает такое состояние, когда ему кажется, что он ничего не знает, все забыл. Это состояние неуве­ренности, беспокойства, тревоги, страха влечет за собой повышение в крови количества адреналина (врачи его называют гормоном тревоги), а он как бы «стирает» информацию в памяти. Во время эк­заменов, по данным врачей, у студентов повышает­ся количество сахара в крови. Эмоции тревоги ус­коряют свертываемость крови, повышают ее вяз­кость, что увеличивает образование тромбов. Вра­чам известно, что страх поражает сердце, а гнев — печень /153, с. 46/.

Во многом здоровье студентов находится в пря­мой зависимости от структуры образовательного процесса. Это доказало исследование, проведенное в МГУ. Там было выявлено 68 % нервно-психиче­ских заболеваний у тех, кто идет в академический' отпуск /174, с. 65/. Причины неврозов:

1) социально-культурные (не только в России, но и в других странах) — 32%;

2) психологические, связанные с взаимоотноше­ниями лиц в различных микрогруппах, — 28%;

3) психолого-педагогические, отражающие не­посредственно воздействие образовательного процес­са, — 40% /174,с. 67,68/.

Последние были вызваны: адаптационными труд­ностями; изменениями микросоциального окруже­ния; началом профессионального обучения; перехо­дом на другой факультет вследствие профессиональ­ной переориентации; окончанием учебы и подготов­кой к самостоятельной деятельности; несоответстви­ем уровня требований в вузе начальной подготовке студентов; авторитарностью преподавателя; психи­ческим, эмоциональным напряжением; повышени­ем невротизации в период зачетов и экзаменов; чрез­мерно большим объемом информации; дефицитом времени; снижением уровня мотиваций к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания;

конфликтными ситуациями с преподавателем и учебно-вспомогательным персоналом.

Следовательно, при перестройке образовательных технологий необходимо включать в учебный про­цесс такие взаимодействия, которые не усложняли бы студентам познавательной деятельности и помо­гали переживать жизненные коллизии без пагуб­ных последствий для здоровья. Этому способствует педагогика сотрудничества и творческая атмосфе­ра. Они обеспечивают положительный эмоциональ­ный фон, повышающий общий тонус организма и его адаптационные возможности /174, с. 71/.

Зная все это, преподаватель может успешно орга­низовать процесс восприятия, освоения и воспро­изведения информации. К. Д. Ушинский выразил чрезвычайную динамику педагогической деятель­ности таким образом: «Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучай­те законы тех психических явлений, которыми вы

хотите управлять, и поступайте, соображаясь с эти­ми законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» /172, с. 55/. А это зна­чит, что успешность обучения и воспитания во мно­гом зависят от преподавателя, его умения сочетать профессиональные знания со знаниями педагогики и психологии, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации студента­ми. Владея ими, преподаватель сможет организо­вать познавательную деятельность студентов по оптимальному варианту.

9.

Работы которые могут быть Вам интерессными prilozhenie-z-rekomenduemoe-rekomenduemie-istochniki-sveta-dlya-proizvodstvennih-pomeshenij.html

prilozhenii-3-opisanie-laboratornih-rabot.html

prilozhenipe-1-komandi-osnovnogo-menyu.html

prilozheniya-2-osnovnie-iz-uchebnika.html

prilozheniya-algebri-logiki.html

prilozheniya-derevev.html

prilozheniya-differencialnih.html

prilozheniya-dlya-podderzhaniya-pravilnogo-obraza-zhizni.html

prilozheniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html

prilozheniya-dorozhnij-krossvord.html

prilozheniya-geograficheskie-nazvaniya.html

prilozheniya-gis-tehnologij.html

p-r-i-l-o-zh-e-n-i-ya.html

prilozheniya.html

prilozheniya-i-poyasneniya-k-buhgalterskomu-balansu-i-otchetu-o-finansovih-rezultatah.html

prilozheniya-k-aktu-viezdnoj-nalogovoj-proverki.html

prilozheniya-k-biletam-po-geografii-9-klass.html

prilozheniya-k-buhgalterskomu-balansu-i-otchetu-o-pribilyah-i-ubitkah.html

prilozheniya-k-chikagskoj-konvencii.html

prilozheniya-k-dogovoru-i-drugie-dokumenti-dogovornogo-paketa.html

prilozheniya-k-ekzamenacionnim-biletam.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ