ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА




Профессиональная деятельность претерпевает изменения в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Человеку приходится нередко осуществлять работу не в стабильных, а в изменяющихся социальных, профессиональных, пространственных, временных, температурных и других условиях труда.

Приведем имеющееся в психологии различение особых и экстремальных условий. Называют (10) особыми такие условия, когда деятельность сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов, а экстремальными – такие условия, когда экстремальные факторы действуют постоянно. Например, деятельность космонавта, летчика всегда проходит под воздействием экстремальных факторов – невесомости, перегрузок, сенсорной изоляции, потенциальной угрозы жизни (там же, с. 7-8). Экстремальные условия вызывают рассогласование разных систем организма и психики человека. В экстремальных условиях возникает психологическая экстремальная напряженность всех сил человека, мобилизуются «буферные» резервы человека. Сверхэкстремальными называют условия, вызывающие патологические изменения организма, полную невозможность продолжать деятельность (там же, с.9). В сверхэкстремальных условиях возникает сверхэкстремальная напряженность, мобилизуются «аварийные» резервы организма.

Можно различить особые, экстремальные условия труда в предметной, физической среде (неблагоприятное воздействие физических факторов, поломка техники и др.) и особые, экстремальные условия в социальной среде (человек лишается привычного для него общественного положения, сталкивается с необходимостью освоить трудные для него новые действия, человек теряет работу, оказывается втянутым в конфликт и т.д.). Деятельность человека в особых условиях анализируется с помощью таких параметров как особенности экстремальных факторов, функциональные психические состояния и психологические качества человека, показатели деятельности (там же, с. 10). Человек-работник реагирует так или иначе на особые, экстремальные условия. Психологи изучают, как человек принимает нужное решение в такой нетипичной ситуации, какие психологические качества ему нужны, какие качества человеку мешают в экстремальной ситуации, какие негативные качества возникают заново у человека в подобной ситуации, какими психическими процессами (мышление, эмоции и др.) характеризуется период от наступления неблагоприятных факторов до выяснения человеком их причин и до принятия решения о необходимых действиях в дальнейшей трудовой деятельности.

Разные виды особых экстремальных условий и психологические качества человека в них сопоставлены в табл. 13.

Рассмотрим поочередно различные варианты особых условий труда и профессиональной деятельности.

Неопределенная ситуация В ней является неопределенным само появление оперативного события (стимул может появиться, а может и не появиться). Неопределенными могут быть качественные и количественные характеристики стимула. Такая ситуация возникает, например, в ситуации медицинского и технического диагноза при неполноте информации (18). Эти условия порой ведут к снижению функционального тонуса человека, к определенным отклонениям в его эмоциональной сфере, к настроениям неуверенности, что вызывает понижение и умственных возможностей человека. Работнику в этих условиях необходимо вырабатывать устойчивость к фактору неопределенности, способность успешно действовать в условиях неполноты информации.

Ситуация с усложненными условиями. Здесь имеет место монотонный труд, длительный режим труда, сенсорная изоляция, измененная информационная среда, информационный голод, длительное лишение сна, шум, вибрация и др. В этих условиях могут складываться негативные психические качества: неадекватная психическая напряженность, снижение продуктивности деятельности, у других людей, напротив, мобилизация возможностей человека. Психологи выявили разные варианты поведения людей в усложненных условиях деятельности (13). Для первой группы лиц высокой степени надежности характерно следующее: быстрая ориентировка и своевременные действия, переработка информации как бы автоматически в результате предшествующей сознательной выработки навыкам порой предвосхищение, антиципация, необходимые двигательные действия до полного осознания ситуации. У второй группы лиц, отмечают авторы, развернут процесс оперативного мышления по анализу ситуации, выдвижение предположений о причинах нарушения режима, перебор вариантов. Готовый механизм действий отсутствует, ибо для человека неясен сам стимул, человек для устранения неоднозначности информации осуществляет оперативное мышление. Действия этих лиц также достаточно надежны. Лица третьей группы, указывают авторы, проявляют растерянность, процесс оперативного мышления протекает замедленно, принятие решения отсрочено, может вести к ошибкам. Отдельные признаки ситуации не объединяются в целое, как следствие наблюдаются импульсивные действия. Таким образом, поведение человека в этих ситуациях может характеризоваться резким повышением возбуждения (например, импульсивности) или торможения, прекращением, дезорганизацией деятельности. Наряду с этим возникают и позитивные качества: складываются новые качества оперативного мышления в процессе поиска отсутствующего у человека готового способа действия в нестандартной ситуации. Для своевременного принятия решения в этих ситуациях необходимо развитое оперативное мышление, а также предвосхищение, антиципация, предвидение. Описаны (там же) пути подготовки и тренировки к этим ситуациям: проигрывание предстоящих действий в уме на основе образного представления ситуации; снятие неожиданности для тренировки оперативного мышления, моделирование проблемных и конфликтных ситуаций при подаче противоречивой информации (например, ложных аварийных сигналов), погрешностях в показаниях приборов, ибо противоречивость информации стимулирует активность мышления; моделирование ситуации, которой предшествует комплекс сигналов и распознавание наиболее информативного сигнала; отношение к усложнениям не как к опасности, а как закономерному явлению, поддающемуся контролю.

Ситуация готовности к экстренному действию (29), в том числе в условиях стресса, что наблюдается при неисправности в механизмах."В ряде опасных профессий, например, водитель, машинист, вероятность аварийной ситуации велика, и готовность к ней должна присутствовать постоянно. Плохо, если у человека наблюдается пониженная готовность к действию в момент критической точки, бездействие как следствие фрустрации, упование человека на спонтанное разрешение ситуации. Желательными, напротив, являются способность к действию в непредвиденных, внезапно возникших обстоятельствах, четкое осознание последовательности действий, которую надо применить в экстренной ситуации. Это достигается обучением, где различаются разные аварийные ситуации, проигрываются все возможные действия, отрабатываются нужные психические состояния, средства страховки.

Ситуация с измененными условиями. Она характерна для необычных условий новой среды (подводная среда, космос) или природных катаклизмов (землетрясение и др.). Здесь на человека действуют перепады атмосферного давления, кислородное голодание и до. Психологи (21) показали, что здесь могут возникнуть острые психические реакции (страх, тревога), неустойчивость психической деятельности, рассогласование работы мышления. Адаптация проходит путь от заторможенности, депрессии к эмоциональной мобильности, эйфории. Может происходить нарушение и сужение сознания и памяти, невротические состояния, зрительные иллюзии, нарушения восприятия времени и пространства, галлюцинации, сверхидеи, порой информационная истощаемость, приводящая к потере интереса к другому, кратковременный ступор. Складываются новые отношения между анализаторами (зрительными, пространственными ориентирами).

В обычной жизни к измененным условиям могут быть отнесены перепады атмосферного давления, на которые люди реагируют метеопатическими реакциями (повышение артериального давления), а также совпадение у данного человека изменения фаз нескольких видов активности (интеллектуальной, эмоциональной, физической), что снижает сопротивляемость неблагоприятным внешним воздействиям.

В ходе тренировки к этим условиям отрабатывается готовность к информационному поиску в измененных условиях, последовательный перебор всех вариантов действий, выработка необходимых психических состояний, тренажерная подготовка в модельных ситуациях измененных условий деятельности.

Ситуация риска. Здесь человек сам преднамеренно усложняет условия деятельности, и труд порой начинает совмещаться с игрой. В литературе (см. 9 в 3-2.1, с. 271) отмечается, что в труде, в учении, в военной деятельности для человека важно добиться результата с наименьшей затратой сил и средств. В игре и творческой деятельности главным становится процесс. Их участники не стремятся к простоте и легкости достижения результата, что привело бы к утрате интереса к игре, а наоборот, искусственно усложняют условия деятельности. Иногда человек в труде также преднамеренно усложняет условия вплоть до опасных, чтобы проверить свои возможности, идя порой на неоправданный риск (увеличение скорости у водителя, применение новых средств обучения у педагога и до.). Интерес к процессу в труде может приводить либо к варианту риска, либо к варианту творчества (там же, с. 283/). Вместе с тем поиск нового нередко несет в себе риск. Профессиональная подготовка, видимо, может идти по пути формирования адекватной оценки своих возможностей в ситуации, умения получить необходимые результаты в рискованных условиях труда, не создавая угрозы для жизни и здоровья себя и коллег.

Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человека. Это сопровождается ухудшением результатов трудовой деятельности. Перегрузка тормозит поисковую деятельность, затрудняет самостоятельное принятие решения, снижает гибкость мыслительных процессов, что бывает еще вызвано и предшествующей чрезмерной автоматизацией навыков и стандартизацией мышления, затрудняющей интеллектуальную оценку событий, решение проблемных задач.

В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному (2). Одни люди проявляют экономные стили. Это, прежде всего, конструктивный стиль – овладение ситуацией путем активной и рациональной организации обстоятельств и сохранения собственного статуса, взаимодействие с людьми и организация устойчивой социальной поддержки. Этот стиль является результативным и в то же время щадящим, ибо он сохраняет здоровье и психику человека. Другим экономным стилем авторы называют рефлексивный стиль – управление ситуацией через переоценку ценностей, более адекватный уровень притязаний, пластичность жизненных стереотипов.

Менее экономными, отмечают те же авторы, являются: волевой стиль как опора только на свои собственные возможности, мотивы долга, дисциплины, безкомпромиссного отношения к себе и окружающим, стремление быть максимально результативным, обостренная реакция на неудачи. Этот стиль поведения может привести к расточительному, быстрому изнашиванию организма, невосполнимым потерям, к профессиональной деквалификации, к невозможности «продержаться» в течение длительного профессионального марафона. Непродуктивным, по мысли авторов, является и капитулятивный стиль: если цель труда не имеет личностного смысла для человека, то происходит отказ от деятельности. Этот стиль деятельности реже наблюдается у лиц с профессиональной психологической подготовкой.

При труде и деятельности в экстремальной ситуации у человека нередко вырабатываются (см. 12-15 в 2.5): активная адекватная реакция, направленная на устранение или преодоление экстремальных факторов, стремление увеличить продуктивность деятельности; мобилизационный настрой, повышение продуктивности мышления, ускорение быстроты действия за счет укрупнения его единиц; расширение сенсорного входа (периферическое зрение, экстрасенсорная чувствительность), избирательное ограничение действий, экономичность; расширение мышления и сознания, выход за пределы данной ситуации, умение увидеть ситуацию в более широком контексте; переход на более высокие уровни обобщения или «спуск к интуиции»; способность к поиску нового, творческого решения и избирательные продуктивные ошибки; защитные и приспособительные механизмы обеспечения нужной мобилизации; оперативное мышление – создание либо новой системы действий, либо новой комбинации ранее известных действий, вследствие чего неопределенный сигнал превращается в определенный, происходит укрупнение оперативных единиц в единый целостный план решения (3).

Поэтому и обучение, подготовка работника к действиям в экстремальной ситуации состоит в выработке установки на уверенный благополучный выход из экстремальной ситуации, в обучении способам нестандартного продуктивного мышления, рефлексии, адекватной самооценки, приемам психотехники и саморегуляции, упражнениям в эмоционально волевой сфере, способам организации социальной поддержки, приемам концентрации и распределения внимания, способам нормализации уровня работоспособности, в выработке отношения к ошибкам как форме поиска. Отмечается (3), что важно улучшить обучение трудовой деятельности в обычных условиях (выработку высокой автоматизации навыков, приемов стандартизированного мышления), а затем специально проводить обучение трудовой деятельности в особых условиях (умению своевременно обнаруживать новые условия деятельности, перестроить сложившуюся деятельность на основе быстрого выявления новых неопределенных признаков ситуации, распределять внимание между известными и новыми условиями деятельности, включать творческое мышление). Отмечается (там же) необходимость учитывать, что в нестандартной ситуации человек выполняет ряд мыслительных действий. Вначале он расшифровывает неопределенную (акустическую, визуальную, тактильную и др.) информацию, оценивает ее на основе сравнения с эталонной ситуацией, определяя, находится ли данная ситуация в допустимых пределах. Причем своевременное или запоздалое обнаружение критерия аварийной ситуации, выявление причин отклонения от нормального режима очень важны. Затем человек принимает решение, выбирая одно из известных или конструируя новое, реализует его; при этом ошибки, сделанные на исполнительном этапе, могут свести на нет правильно проведенный анализ ситуации.

Авторы (3, 11-13) указывают, что важно обучать умению начинать свою деятельность в аварийной ситуации не с исполнительных операций, а с переосмысления ситуации, с создания решения проблемной ситуации (3), умения осуществлять организованный информационный поиск с последовательным перебором всех элементов действий и свободный информационный поиск (32); важно учить становлению навыка организации работы в условиях сложносовмещенной деятельности, тренировке на совмещение и переключение действий. При этом используются модельные ситуации ранее изученные, но внезапно возникшие или ранее неизученные, ситуации с дефицитом информации, с отказом техники, с противоречивыми данными. В ходе обучения важно учитывать опыт профессиональной деятельности и опыт столкновения с экстремальными ситуациями.

В сверхэкстремальной ситуации у человека возникают такие негативные качества как патологические состояния организма, истощение резервов. Вместе с тем могут складываться способы мобилизации скрытых ранее резервов, открывается «второе

дыхание». Готовя людей к подобным ситуациям, важно обучать их приемам психологического самовосстановления после профессиональных сверхнагрузок.

Итак, в экстремальных условиях у человека возникают измененные психические состояния взаимодействия психических процессов, что является фактором риска, снижения надежности действий работника (12); эти изменения вызывают сдвиг либо в сторону активизации, либо торможения отдельных психических процессов. Вместе с тем влияние особых условий определяется не только объективной экстремальностью, сложностью задания, опасностью ситуации, но и отношением человека к ним – какой смысл они имеют для него, как у него сформировались приемы адаптации к этой ситуации, сложилось ли отношение к экстремальной ситуации как к новому шансу выработки у себя принципиально новых позитивных качеств. Прогнозирование поведения человека в экстремальной ситуации важно для профотбора, профессионального обучения.

Особые условия возникают, как упоминалось выше, также и в социальной профессиональной среде.

Так, нередко складываются ситуации изменения или утраты социального статуса, ранга (сняли с работы, переместили на другую должность), участия в профессиональной самоаттестации или аттестации других людей. Эти условия могут активизировать негативные характеристики человека – неадекватную профессиональную самооценку, тревогу, страх, зависть, эмоциональный дискомфорт, карьеристские установки. Вместе с тем в этих ситуациях могут закладываться новые позитивные качества – уточнение своих личностных и профессиональных возможностей и их состояния на данном этапе жизни, потребность и умение сопоставлять сзои профессиональные возможности (способы, результаты) с другими людьми, овладение профессиональной этикой.

Ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей наблюдается при вынужденной смене работы и необходимости переучиваться, при переездах в другой город, другую страну. Эти ситуации могут вызвать у человека профессиональный, социальный и культурный шок (стресс, ностальгию). Наряду с этим шлифуются профессиональная мотивация и операциональная гибкость, легкость к последующим изменениям в профессиональной среде.

Ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере порой обуславливает появление у человека негативных качеств беспомощности, неуверенности в завтрашнем дне, подверженности конфликтам, ложное чувство оскорбления собственного достоинства, снижение уровня самокритичного мышления, эмоциональную напряженность, снижение работоспособности, трудового настроения. Вместе с тем возникают новые положительные психологические качества и состояния духовного подъема, ощущения причастности к решению проблем своего учреждения, открытие у себя новых профессиональных качеств, инновационная готовность, умение конструктивного выхода из конфликта и профессиональная бесконфликтность.

Ситуация потери работы вызывает неизбежно негативные состояния страха, утраты перспективы, которые имеют несколько фаз (27): фаза неопределенности и шока; фаза наступления субъективного облегчения и конструктивного приспособления к ситуации (3-4 месяца после потери работы); фаза утяжеления и угнетения (после 6 месяцев), дефицит активного поведения в поиске новой работы, разрушение жизненных привычек, целей, интересов, истощение приспособительных возможностей человека; фаза беспомощности и примирения, апатии; непредсказуемые действия. Этим негативным проявлениям могут про-. тиводействовать: мобилизация усилий, активный поиск новых занятий, даже новых профессий, хобби; здравая переоценка своих возможностей, поиск нового шанса.

Ситуация изменения менталитетов в профессии, внутренних кризисов, например, вследствие перемен в обществе (14). Здесь может возникать разрушение целостного образа самого себя, растерянность и застой, инволюция личности, установка на худший исход. Противостоять этим качествам могут: шлифовка человеком у себя профессиональной гибкости, изменчивости в ситуациях жизненных перемен, активизация личностного и профессионального самоопределения, переоценка своего профессионального прошлого и будущего, поиск новых критериев или новых граней своего профессионализма.

В настоящее время возникают новые социальные экстремальные ситуации: ситуация попадания в заложники в процессе профессиональной деятельности, например, учительница вместе с учениками; ситуация биоэнергетического нападения со стороны другого человека в профессиональной деятельности, например, зависть одного человека при продвижении другого. Эти ситуации требуют научной "разработки психологических качеств, необходимых для противостояния человека этим неблагоприятным социальным факторам. Задача каждого конкретного человека состоит во внутренней подготовке себя к профессиональной деятельности в особых условиях, мысленном, осторожном (без вживания), проигрывании таких экстремальных ситуаций, выработке приемов оптимального поведения в усложненных профессиональных условиях.



Работы которые могут быть Вам интерессными periodizaciya-roditelskogo-krizisa.html

periodizaciya-semejnogo-prava.html

periodizaciya-sportivnoj-trenirovki.html

periodizaciya-trenirovochnogo-processa.html

periodizaciya-velesici.html

periodizaciya-vozrastnogo-razvitiya.html

periodizaciya-vozrastnogo-razvitiya-po-zh-piazhe.html

periodizaciya-vozrastnogo-razvitiya-shkolnika.html

periodizaciya-vozrastnogo-razvitiya-zigmunda-frejda.html

periodizaciya-v-razvitii-gis.html

periodizaciya-vsemirnoj-istorii-vostochnaya-i-zapadnaya-formi-civilizacionnih-prostranstv.html

periodizaciya-vseobshej-istorii-iskusstv.html

periodizaciya-v-treninge.html

periodizaciya-zhiznennih-ciklov-cheloveka.html

periodizaciya-zhizni-i-professionalnogo-razvitiya.html

periodizaciya-zhizni-muzhchin-po-levinsonu.html

periodizaciya-zhizni-zhenshin-po-levinsonu.html

periodization-of-training-l-simmons.html

periodization-pendulum-wave-l-simmons.html

period-izgnaniya.html

period-kak-sostavnaya-chast-bolee-krupnoj-formi-kak-samostoyatelnoe-proizvedenie-raznovidnosti-perioda.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ