Что мешает запоминать и помнить?




Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера. Давайте разберемся, ка­кие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать.

Фактор №1 Неверие в собственные силы

Эта психологический барьер. Большинство людей на­столько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Можно провести небольшой эксперимент со своими дру­зьями. Написать на листочке 30-значное число и спросить: «Сколько времени тебе потребуется для запоминания этого числа?»

И зачастую вы получите такие ответы:

«Ты имеешь в виду все эти 30 цифр?»

«Думаю, я никогда не запомню».

«Да на это уйдет полгода!» и т.д.

Самое интересное, что никто из них и не попробовал запомнить предложенное число. По­чему же люди не верят в себя?

Неверие коренится в негативном опыте. Иногда те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе, и каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они безнадежно забывчивы.

Изредка бывает и наоборот: люди довольны своей па­мятью и не считают нужным ее улучшить. Так или иначе, как бы вы ни хотели развить свою память, одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума».

Когда вы захотите что-либо запомнить, просто поста­райтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности. И вы обязательно добье­тесь успеха. Расскажу случай из своей жизни.

До того как я начал интересоваться темой развития памяти, я не очень хорошо запоминал имена. При знаком­стве с новыми людьми я почти всякий раз им говорил, что у меня плохая память на имена (тогда я еще думал, что я один такой). И это убеждение работало как само- сбывающееся пророчество: в большинстве случаев я имена забывал. Потом я подумал: даже если мне трудно запомнить, как зовут новых знакомых, зачем говорить, что у меня пло­хая память на имена? Можно же эту фразу просто не про­износить. Я стал обращать больше внимания на самого человека, на его имя и — Аллилуйя! — стал лучше запо­минать имена.

Для того, кто тренирует свой мозг, нет ничего невоз­можного. Цените свой мозг и свою память. И никогда не говорите: «У меня плохая память!»

Фактор №2 Отсутствие интереса

Наличие интереса к усвояемой информации играет важ­ную роль в запоминании. Для того чтобы новые сведения отложились в памяти, они должны быть вам интересны. Не думаю, чтобы я открыл Америку, но это фактор, о котором многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной и тем более отталкивающей информации – процесс весьма мучительный и неэффективный. Недаром так называемые двоечники и троечники лю­бят, когда сложную тему им объясняет отличник. Редко кто надеется на учебник. Информация, полученная в ходе диалога, становится более интересной и доступной для по­нимания и, следовательно, легче усваивается.

На случай, если нужно выучить что-то тягомот­ное и невразумительное, нужно тщательно изучить тему. Когда прояснятся все вопросы, включая ню­ансы, возникнет и интерес. Вы увлечетесь, и тогда запо­минание пойдет быстрее.

Фактор №3 Неиспользование усвоенной информации

Согласно различным оценкам, люди забывают до 80% ин­формации, полученной за последние 24 часа.Однако есть выход. Вы можете значительно снизить этот показатель, многократно воспроизводя заученную информацию и применяя ее в самых различных жизненных ситуациях.

На самом деле человек помнит практически все — но только на уровне подсознания. Осознанно он способен задействовать лишь незначительную часть того, что хра­нится в его памяти. Повторение повышает вероятность осознанного вспоминания. Другими словами, повторение обеспечивает более высокий уровень запоминания.

Предлагаю вам несколько способов, которые позволят превратить повторение заученной информации в живое и полезное дело.

1.Поделитесь новыми знаниями.

Это, наверное, самый простой и наиболее часто приме­няемый способ. Он хорош еще и тем, что дает возмож­ность глубже вникнуть в предмет разговора. Как в анек­доте: «пока объяснял, сам все понял».

2.Запишите своими словами то, что запомнили.

Этот способ предполагает элементарный пересказ в письменной форме. Его преимущества в том, что мо­торика рук и визуальное восприятие облегчают запо­минание.

3.Попробуйте мысленно донести информацию до 5-летнего ребенка.

На этот раз придется изъясняться просто и ясно. Чтобы воображаемый малыш вас понял, ищите яркие опреде­ления и сравнения и стремитесь облекать одну и ту же мысль в самые разные формы.

Используйте эти приемы, чтобы закрепить приобре­тенные знания!

Фактор №4 Неправильное питание

Неправильное питание влияет на весь человеческий орга­низм, включая и его центральный орган управления—мозг.

Для того чтобы клетки мозга хорошо работали, им нужно соответствующее питание. Но часто мы об этом забываем, к тому же вред, который причиняет мозгу не­надлежащая пища, не сразу ощутим.

Старайтесь, чтобы в вашу пищу в достаточном количе­стве входили магний, цинк, селен, хром, витамины В2, В6 и В12, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. Они содержатся в таких продуктах питания, как цельно­зерновые изделия, зеленые яблоки, орехи, клубника, по­мидоры, виноград, черная смородина, брокколи, шпинат, тыквенные семечки, рыба (лосось, скумбрия, сардина, сельдь), оливковое масло.

Фактор №5 Употребление алкоголя и курение

Алкоголь нарушает происходящие в мозгу процессы, в ре­зультате чего нервные клетки перестают получать кисло­род. Они отмирают и с помощью специальной жидкости (поступление в мозг именно этой жидкости и вызывает го­ловные боли с похмелья) выводятся из организма с мочой.

По разным оценкам, только один грамм алкоголя уби­вает около 200 нейронов, там самым ухудшая память. А одна пол-литровая бутылка пива уничтожает более 5000 ней­ронов. Как обнаружили датские ученые в 80-х годах про­шлого века, четыре года умеренного потребления алкоголя 85% случаев приводит к уменьшению объема мозга.

Никотин, как известно, нарушает мозговое кровообра­щение, что в свою очередь чревато ухудшением памяти. Курить я никогда не пробовал (разве что кальян, от кото­рого впоследствии отказался), табачный дым переношу с трудом. Считаю, что, если ты живешь по-настоящему насыщенной жизнью, не нужны ни алкоголь, ни табак, ни какие-либо другие средства, изменяющие сознание. Постарайтесь свести употребление этих наркотиков к минимуму, а лучше вообще от них отказаться. Мощный скачок в развитии интеллектуальных способностей возмо­жен только тогда, когда мозг и организм в целом хорошо функционируют.

Фактор №6 Плохой сон

Недосыпание способно обернуться недостаточной ясно­стью мышления, замедлением мыслительных процессов, ослаблением внимания и концентрации. Это означает, что плохой сон часто может служить причиной ухудше­ния памяти.

Как считают американские ученые, сон предназначен в первую очередь для того, чтобы дать возможность мозгу обработать и «складировать» полученную ранее инфор­мацию. Поэтому продолжительность сна должна зависеть от объема этой информации: чем больше узнал, тем дольше спишь. Чем дольше спишь, тем больше помнишь.

Таким образом, сон помогает мозгу навести порядок в памяти и укрепить ее для того, чтобы она работала с боль­шей производительностью в часы нашего бодрствования. Со временем вы убедитесь в том, что полноценный сон благотворно сказывается на памяти.

Мифы о памяти

Измышлений о памяти, так же как и о многих других яв­лениях, существует множество.

Почему так происходит?

Под влиянием нечестного маркетинга и неверных идей формируется большое количество теорий, которые полно­стью или практически полностью опровергаются на прак­тике. Отсутствие практического опыта порождает массу заблуждений. И всегда найдутся те, кто верит безоснова­тельным утверждениям доктринеров. Если люди не осо­знают, почему они плохо запоминают имена и числа, мно­гие будут покупать таблетки, якобы улучшающие память. Когда есть спрос — есть предложение!

Тот, кто решил развить свою память, должен знать, ка­кие из общепринятых представлений о памяти на самом деле не более чем миф.

Миф №1 Существуют пределы памяти

На сегодняшний день нет доказательств того, что па­мять безгранична. Вместе с тем попытки нейрофизиологов найти границы памяти тоже не увенчались успехом.

В ходе эксперимента, проведенного в Канаде, испы­туемым давали увидеть более 10000 фотографий людей в течение нескольких дней. После этого им показали те же фотографии, но уже вперемешку с новыми снимками. Узна­ваемость изображений составила 85-90%. Эти результаты говорят о том, что человеческая память обладает колос­сальной вместимостью.

Вы можете и сами убедиться в этом.

Каждый день в течение двух месяцев записывайте по два самых важных события минувшего дня. Вкратце расскажите о событии как таковом и зафиксируйте его участников и время.

Через пару месяцев просмотрите свои записи. Вы бу­дете удивлены тем, как много, оказывается, вы помните.

Или же начните по порядку извлекать воспоминания из памяти, и вы одно за другим вытянете из нее множе­ство таких событий, о которых вы вроде бы уже и думать забыли.

Так что не стоит беспокоиться по поводу того, что ваша память когда-нибудь исчерпается. Это всего лишь миф.

Миф №2 Возраст влияет на память

Многие люди считают, что, после того как им исполнится 40 лет, нет смысла развивать память, так как ее ухудшение неизбежно. Такое убеждение только оправдывает их без­действие.

На самом деле это далеко не так. Более того, если начи­ная со среднего возраста вы не будете заставлять свой мозг напрягаться, возрастет вероятность снижения умственной деятельности.

Безусловно, возрастное ослабление внимания — это реальность. Но оно отнюдь не означает полной деградации памяти, просто скорость запоминания и уровень концен­трации внимания ниже в возрасте 60-80 лет, чем в 20- 30 лет.

Чтобы избежать возрастных изменений, надо постоянно держать мозг в форме. А если вы сможете устра­нить все вредоносные факторы и пользоваться техниками эффективного запоминания, не исключено, что ваша па­мять с годами будет только крепнуть. Вот почему развитие памяти и занятия мнемотехникой очень важны в любом возрасте.

Миф №3 Лекарства способны улучшить память

Многие люди думают, что лекарственные препараты могут сыграть важную роль в укреплении памяти.

Очевидно, однако, что употребление таблеток не по­может с первого взгляда запоминать номера телефонов или целые страницы текста. Иначе бы люди вообще пере­стали жаловаться на проблемы с памятью. Но раз этого не происходит, логично предположить, что не так уж все и радужно?

Дело в том, что медикаменты оказывают на память лишь косвенное воздействие, а непосредственно влияют только на происходящие в голове процессы кровообращение, связь между нейронами, обмен веществ в клетках и пр. Например, глицин, гинкго билоба, фенотропил положи­тельно действуют на мозг, но напрямую не влияют на память. Большинство препаратов, применяемых для укрепления памяти, являются психотропными, а не мнемотропными.

Поэтому не стоит надеяться на то, что трехмесячный курс приема лекарств снабдит вас острой и надежной па­мятью. Чем пить различные препараты и уповать на их по­мощь, лучше помогите себе сами!

Миф №4 Мы используем мозг на 10%

Мы используем мозг на 10%. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что в интеллектуальной деятельности человека задейство­вана только часть мозга — от 3 до 10% нервных клеток. Но давайте задумаемся:

1. если бы 90% нервных клеток нашего мозга действи­тельно не использовались, мозг не был бы столь уяз­вим. Между тем повреждение практически любой об­ласти мозга чревато потерей каких-либо способностей и функций. Даже небольшие повреждения способны нанести серьезный удар по нашему ментальному здо­ровью;

2. мозг потребляет 20% всей энергии, поступающей в тело. С точки зрения эволюции было бы невыгодно иметь орган, который потребляет такое количество энергии, но сам используется только на 10%;

3. клетки мозга, которые длительное время не работают, дегенерируют. Если бы 90% из них и вправду бездей­ствовали, это не могло бы ускользнуть от внимания патологоанатомов.

На самом деле нужно оперировать не количественными категориями (процент задействованных клеток), а каче­ственными (как используется мозг). Надо просто-напросто спросить себя: «Как добиться эффективного использования мозга?»

Задавая правильные вопросы, вы будете получать пра­вильные ответы.

А на вопрос «Сколько нервных клеток мозга использует человек?» есть только один верный ответ: столько, сколько нужно для решения определенной задачи.



Работы которые могут быть Вам интерессными kongressno-vistavochnij-turizm.html

kongress-obnaruzhivaet-denezhnij-trest.html

kongruentnaya-sensitivnaya-diagnostika.html

kongruentnost-i-aktualizaciya.html

kongruentnost-i-nekongruentnost.html

kongruentnost-koda-v-modelirovanii-povedeniya.html

kongruentnost-na-urovne-identichnosti.html

koni-anatolij-fyodorovich-izvestnij-sudebnij-deyatel-i-pisatel-rodilsya-28-yanvarya-1844-goda-v-sankt-peterburge.html

konicheskaya-pryamozubaya-peredacha.html

konicheskaya-vintovaya-liniya.html

konicheskie-peredachi.html

konicheskie-poverhnosti-i-poverhnosti-vrasheniya.html

konicheskie-poverhnosti-vtorogo-poryadka-konicheskie-secheniya.html

konicheskie-proekcii-konical-projection.html

konicheskie-pryamozubie-peredachi-osnovnie-geometricheskie-sootnosheniya.html

konicheskie-secheniya.html

konicheskie-zubchatie-peredachi.html

konicheskie-zubchatie-peredachi-ustrojstvo-i-osnovnie-geometricheskie-i-silovie-sootnosheniya.html

konicheskie-zubchatie-peredachi-ustrojstvo-naznachenie-oblast-primeneniya-dostoinstva-i-nedostatki-sili-dejstvuyushie-v-zaceplenii-raschet-na-kontaktnuyu-prochnost.html

koni-diomeda-vosmoj-podvig.html

koniec-po-ktrym-rozpoczyna-si-cos-nowego.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ