ЦЕНТРЫ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИЗРЕНИЯ




Центрами благотворительной и попечительской заботы о детях-си­ротах долгое время — почти тысячу лет — являлись в нашей стране Пра­вославная церковь и православные монастыри, появившиеся на Руси в XI в. Это были Киево-Печерский монастырь, получивший позднее статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростовской земли, которые в те­чение нескольких веков получали княжеские и боярские пожертвования и использовали их для общественного призрения. При монастырях и при­ходских церквах организовывались церковные школы, где главным обра­зом занимались обучением грамоте и воспитанием бедных сирот в хрис­тианском духе; ухаживанием за больными в лазаретах и нищими в бога­дельнях. Как всегда, возле монастырей и церквей возникали целые нищенские кварталы и слободы, где количество нищих искусственно уве­личивалось. Позже государством были приняты необходимые меры по устра­нению нищих-«промышленников» и «ленивых-прошаков»160. Преподоб­ный Феодосии Печерский (XI в.) для приюта нищих, слепых, хромых и про­каженных построил близ своего мона­стыря (Киевско-Печерской лавры) дом с церковью во имя святого Стефа­на и выделял на его содержание деся­тую часть всех монастырских доходов. Современные православные при­юты являются элементом обществен­ного, но никак не государственного, призрения. Как известно, церковь у нас отделена от государства, но для социологов и церковь, и государство яв­ляются социальными институтами. Вот почему практику призрения сирот в том и другом случае надо признать институциональной формой. В отли­чие от них воспитание беспризорника в семье является легитимной, но не институциональной формой.

С 1992 г. в городском детском саду «Аленушка» открыт детский приют для беспризорных детей. На городское содержание было взято 13 маленьких граждан Хотьково. Приют опекает Покровский монастырь (рис. 34).

У церковных приютов по сравнению с государственными интернатами и детдомами несомненное преимущество. Здесь гораздо более вниматель­ный уход, строгое воспитание, основанное на духовных началах, несомнен-

159 Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность// Социологические исследова­
ния. 1998. №3. С. 117-118.

160 Благотворительные учреждения Российской империи: В 2 т. СПб., 1900.

но, более комфортная социально-психологическая атмосфера, лучшие ре­зультаты на выходе. В то время как концепция воспитания и призрения де­тей в рамках государственных институтов постоянно менялась — многократ­но в царской России и неоднократно в Советской России, — церковная практика призрения, зародившаяся тысячу лет назад в сущности своей ос­талась прежней и весьма эффективной. В годы советской власти традиции пытались разрушить, запретив Русской Православной Церкви вообще при­касаться к светским детишкам: мол, со своими можете делать что хотите, а наших не трогайте. Отобрав у монастырей и обителей право социального призрения, замкнув решение всех задач на себя, государство не решило про­блемы, отступило, расписавшись в своей несостоятельности. Успеха оно достигало лишь в тех немногих детдомах, где появлялся талантливый дирек­тор, подобранный им квалифицированный персонал и энтузиасты, способ­ные на те скудные средства, которые сиротам всегда выделяло государство, воспитать полноценное потомство.

Рис. 34. Детский приют в г. Хотьково.

Возрождаться православная практика призрения начала только в 1990-е гг. — после 80-летнего перерыва. Свято-Димитриевский приют для девочек в Москве создан Свято-Димитриевским сестричеством весной 1994 г. по бла­гословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Общиной сестер милосердия при создании приюта для девочек-сирот дви­гало искреннее желание оказать первую помощь несчастным. У всех детей обнаружены хронические заболевания, а за свою короткую жизнь они успели повидать столько злоключений, сколько не выпадает на жизнь обычного взрослого человека. Поэтому в штат приюта включены врач и медицинские сестры, обеспечивающие круглосуточное дежурство, а также специалисты — дефектологи, логопеды, психологи. Налажены регулярные консультации де-

тей из приюта ведущими медицинскими специалистами Москвы. Жизнь приюта — это жизнь большой семьи, в которую включаются и взрослые и дети. Для большинства девочек впервые начались регулярные школьные занятия либо подготовка к школе. Их учат готовить еду, стирать, убирать в комнатах. Есть у них и регулярные музыкальные занятия, уроки ритмики. Девочкам нравится рисовать, заниматься аппликацией, шитьем, лепкой, выжиганием, конструированием из природных материалов, ставить куколь­ные спектакли по русским народным сказкам. Дни рождения, именин вос­питанниц и сотрудников становятся общими семейными торжествами — с подарками, домашними пирогами. Прихожане и сотрудники приюта часто

приглашают детей к себе в гости. Де­вочки, почти все в первый раз, побыва­ли в зоопарке, музеях, детском музы­ кальном театре, куда их часто пригла­шают. На отдых они выезжают в загородную зону. Впервые девочки стали посещать храм. Многие из них были крещены в домовой церкви приюта. Постепенно дети научились петь церковные песнопения. Жизнь приюта неразрывно связана с сестричеством. Воспитанницы ходят в воскресную школу при больничном храме, выбирая занятия по своему вкусу: посещают кружки изобразительного искусства, церковного пения, сестринского дела. Старшие воспитанницы каждую не­делю ходят в Первую Градскую больницу: убирают коридоры, кормят боль­ных, читают им книги. Дело милосердия, в свою очередь, лечит их покале­ченные души. Воспитанию детей помогают совместные поездки-паломни­чества по духовно-историческим центрам страны. В этих путешествиях девочки ведут совместный дневник, а по итогам выпускают репортаж, в ко­тором уже пробуют себя в литературном жанре, дополняя рассказ фотогра­фиями. Сейчас сестричество открывает Свято-Димитриевский детский дом для девочек, в котором будут жить 40 воспитанниц. Из них основную часть составят девочки, которые будут жить в детском доме до своего совершен­нолетия161.

Детский православный приют «Отрада» при Свято-Николаевском Чер-ноостровском женском монастыре г. Малоярославца Калужской области создан в 1994 г. Он является благотворительным негосударственным воспи­тательно-образовательным учреждением для девочек-сирот и девушек, ока­завшихся без попечения родителей, попавших в экстремальную ситуацию, отказавшихся жить в семье или в соответствующем учреждении системы органов народного образования и, в том числе, в той или иной мере приоб­щившихся к наркотикам и алкоголю. Функционирование приюта основы­вается на организационной, воспитательной и трудовой помощи со сторо­ны сестер Свято-Николаевского монастыря. Воспитанием девочек занима­ются сестры монастыря, имеющие профессиональную педагогическую, медицинскую, музыкальную, художественную подготовку. Занимаются с детьми практически на индивидуальной основе монахини, имеющие про­фессиональное педагогическое образование.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» в Санкт-Петербурге создан в 1992 г. силами прихода церкви

168 Диакон Александр Доколин. Опыт работы детских домов и интернатов России (www.rondtb.msk.ru).

Б82

Св. Апостолов Петра и Павла и Отдела социальной защиты мэрии. При нем существует приют для беспризорных детей, в том числе слепых и сла­бовидящих. Особое попечение о приюте взяла на себя Санкт-Петербургс­кая духовная академия. С 1993 г. разностороннюю помощь Центру оказы­вает служба социальной диаконии духовной академии — Православное благотворительное братство во имя Св. Анастасии. Члены Братства осуще­ствляют социальное патронирование выпускников приюта и кризисных семей, ведут работы по укреплению семьи, подбору потенциальных опе­кунов-усыновителей, проводят занятия по эстетическому воспитанию де­тей (рис. 35).

Рис. 35. Хор детского приюта

Силами Братства частично укомплектованы и начинают действовать сто­лярная, слесарная и авторемонтная мастерские, создается совместная биб­лиотека и развивается подсобное хозяйство приюта. За период существова­ния приюта и Центра была оказана социальная помощь 280 детям, подрост­кам и юношам. Из них более 60% составили инвалиды. 185 детей были возвращены в родительские семьи, 23 ребенка переданы в учреждения сис­темы образования, 35 человек передано на воспитание в новые семьи, 8 — трудоустроено, 29 человек проживают в стационарном отделении и социаль­ной гостинице Центра. Особая забота Центра — поиск семей, которые мог­ли бы взять под опеку детей-сирот, заменить им родителей. Таких семей уже 29, шесть детей взято под опеку. Одной из перспективных форм устроения жизни выпускников Центра является создание артелей жизненной поддер­жки в сельской местности. Артель жизненной поддержки — это объедине­ние для совместного проживания и производственной деятельности подро­стков и юношей, не имеющих жилья и средств к существованию, в том чис­ле инвалидов. Такая артель создана в Псковской области. С 1995 г. там живут и трудятся восемь старших воспитанников Центра. Еще одно направление попечения о детях — создание так называемых «групп личной поддержки», т.е. объединений одного-двух детей — воспитанников Центра и одного или

нескольких взрослых добровольных помощников, помогающих ребенку в самых разных жизненных вопросах и обстоятельствах162.

В последние годы церковь получила свободу на благотворительную деятель­ность. Она целиком и полностью принимает на себя ответственность за жизнь детей-сирот: обеспечивает кровом, воспитывает, занимается проблемой обра­зования и трудоустройства. От 30 до 50% общих расходов на содержание детей

и детского учреждения в некоторых дет­ских домах берут на себя спонсоры, бла­готворители. Помогают фирмы, отдель­ные люди, политические партии, благо­творительные организации российские и зарубежные. Безнадзорными детьми стала заниматься армия.

Гуманитарную помощь детским уч­реждениям оказывают иностранные миссии различных конфессий. Можно сказать, что в России появились признаки перехода от государственно-об­щественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.



Работы которые могут быть Вам интерессными zhizn-posvyashennaya-hristu.html

zhizn-posvyashyonnaya-mishleniyu.html

zhizn-po-zakonam-bita-voennogo-vremeni-1-glava.html

zhizn-po-zakonam-bita-voennogo-vremeni-2-glava.html

zhizn-po-zakonam-bita-voennogo-vremeni-3-glava.html

zhizn-po-zakonam-bita-voennogo-vremeni-6-glava.html

zhizn-po-zakonam-bita-voennogo-vremeni-7-glava.html

zhizn-po-zakonam-bita-voennogo-vremeni-9-glava.html

zhizn-prazdnik-sveta-i-lyubvi.html

zhizn-prodolzhaetsya-2-stranica.html

zhizn-prodolzhaetsya-3-stranica.html

zhizn-prodolzhaetsya-4-stranica.html

zhizn-prodolzhaetsya-5-stranica.html

zhizn-prodolzhaetsya.html

zhizn-prodolzhaetsya-nesmotrya-ni-na-chto.html

zhizn-prozhit-ne-pole-perejti.html

zhizn-ptic-v-avguste-kalendar-ohotnika-na-avgust.html

zhizn-ptic-v-dekabre-kalendar-ohotnika-na-dekabr-2016.html

zhizn-ptic-v-fevrale-kalendar-ohotnika-na-fevral.html

zhizn-ptic-v-iyune.html

zhizn-ptic-v-marte-kalendar-ohotnika-na-mart.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ