Билет 27. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.




Революция-качественный скачек в развитии общества, сопровождающийся изменениями в политической системе общества и социально-экономических формациях. По характеру буржуазно-демократическая. Цель:борьба с остатками крепостничества и монархией. Жвиж.силы:пролетариат, крестьянство, радикальная интеллигенция

Характер революции можно определить как:

• буржуазный, так как целью являлось ликвидация пережитков феодализма в политической и социально-экономической сферах и установление буржуазного общественного строя;

• демократический, поскольку революция представляла собой движение широких народных масс, боровшихся, к тому же, за установление демократических порядков;

• аграрный, в связи с центральным вопросом, первенство которого осознавали все политические силы страны. В 1905-1907 гг. в стране произошло 26 тыс. крестьянских волнений, сожжено и разграблено было свыше 2 тыс. помещичьих имений (по новым данным, нападению подверглись около 6 тыс. имений). Оставаясь разрозненными, неорганизованными, выступления крестьян в то же время ясно показали, что главную опасность для режима представляет нерешенный аграрный вопрос.

Причины революции.

1. Несоответствие начавшемуся процессу модернизации в России самодержавного принципа правления, сословного неравенства, отсутствия основных гражданских прав и сохранения полукрепостнических пережитков в деревне (малоземелье, крестьянская община и др.) Главное -- нерешенный земельный вопрос!.

2. Обострение противоречий между рабочим и капиталистами. Главное требование рабочих -- сокращение рабочего дня.

3. Проигранная война с Японией 1904-1905 гг., еще более усугубившая тяжелое положение народа.

По характеру революция была буржуазно-демократической. Ее главными движущими силами были рабочие и крестьяне.

В революции 1905-1907 гг. принято выделять три этапа.

1-й этап -- январь 1905 г. - сентябрь1905 г. Нарастание революционного движения.

События:

9.01.1905 -- расстел мирной демонстрации рабочих в Петербурге,так назывыемое «кровавое воскресенье». Один из организаторов -- священник Гапон. Рабочие шли не с протестом, а с жалобой к царю на капиталистов. Политический смысл «кровавого воскресенья» в том, что была «расстреляна вера в хорошего царя».

Зима-весна 1905 г. - как итог «кровавого воскресенья» начало массовых забастовок сначала в Петербурге, а затем по всей стране. Забастовка (стачка) стала главной формой борьбы рабочих в этой революции. В ходе стачечного движения формируются первые Советы рабочих депутатов -- первоначально органы руководства стачкой, а позднее органы власти народа. Первый Совет создается в ходе Иваново-Вознесенской стачки в мае-июне 1905 г.

лето 1905 г. - восстание на броненосце «Потемкин». Было стихийным и не получило поддержки со стороны других кораблей и солдат, поэтому закончилось поражением, но сам факт первого проявления недовольства армии очень важен. Одновременно в июне вспыхивает восстание в Польше (г.Лодзь), которое было вооруженным и носило ярко выраженный национально-освободительный характер. Также подавлено.

Чтобы смягчить революционный настрой рабочих царь издает Манифест об учреждении законосовещательной (т.е. без права принимать законы) Государственной Думы.

2-й этап -- октябрь 1905 г. - декабрь 1905 г. Период наивысшего подъема революции.

События:

октябрь -- Всероссийская политическая стачка с лозунгами свержения самодержавия, выборов в парламент и т.д. Началась в Москве, быстро перекинулась в другие районы страны и носила столь массовый и угрожающий царю характер, что он пошел на уступки. 17 октября 1905 г. царь издает Манифест, в котором провозглашает в стране демократические свободы ( свободу слова, партий, демонстраций и т.д.), а также Думу -- законодательный орган власти, избираемый народом и имеющий право принимать законы. Это был первый успех (не победа!) революции, но важно понимать, что дарованные свободы имели массу ограничений: не все имели право участвовать в выборах, царь мог распустить неугодную Думу и т.д.

Декабрь -- вооруженне восстание рабочих в Москве. Организаторы -- большевики. Было очень кровопролитным, особенно в районах Пресни, Хамовников и Сокольников. Шансов на успех у рабочих не было и к концу декабря восстание было жестоко подавлено.

3-й этап -- январь1906 г. - 3 июня 1907 г. Период спада революционного движения.

Спад определяется 2-мя причинами: жестоким подавлением московского восстания и надеждой народа на то, что его проблемы теперь сможет решить Дума. Важно понимать, что спад коснулся в основном рабочего движения. Крестьяне, так и не получившие земли, напротив, стали активней.

Апрель 1906 -- выборы в Первую Думу. Победили на выборах кадеты (конституционные демократы) и эсеры (социалисты-революционеры). Обе партии выступали за передачу помещичьей земли государству и крестьянам. Такая Дума не устраивала царя, и он распустил ее в июле 1906 г.

лето 1906 г. - восстания моряков в Свеаборге и Кронштадте под лозунгом «Земля и воля». Подавлено.

9 ноября 1906 г. - Указ об отмене выкупных платежей за землю. Несколько облегчал положение крестьян, которые теперь имели право собственности на свои наделы, впрочем, очень небольшие и в большинстве случаев неспособные прокормить крестьянскую семью. Текст указа разработан премьер-министром Столыпиным и стал по сути началом его аграрной реформы.

Февраль 1907 г. - выборы во 2-ю Думу, которая оказалась вопреки надеждам царя еще более «революционной», чем первая. Большинство мест снова у кадетов и эсеров, но к ним прибавились еще и социал-демократы (большевики и меньшевики ). З июня 1907 г. царь не просто распускает и эту Думу, но принимает новый избирательный закон, который в дальнейшем резко сокращал число депутатов от рабочих и крестьян. По сути это был государственный переворот, который означал конец и поражение революции.

Причины поражения.

1. Отсутствие единства между организованными действиями рабочих и стихийными действиями крестьян.

2. Не было единого политического руководства революцией.

3. Армия еще не перешла на сторону народа.

Но, говоря о поражении революции, выжно понимать, что она имела и положительные итоги: в России появились, хотя и несовершенные, но все-таки элементы представительной демократии и свободы.

Итог революции

Революция, в целом, потерпела поражение, поскольку самодержавие не было свергнуто, но революционные массы добились значительных результатов.

Революция принесла облегчение крестьянам, переставшим выплачивать выкупные платежи, получившим право выхода из общины. Несколько сократились полуфеодальные методы эксплуатации крестьян. Сокращены были сословные ограничения крестьян.

Началось проведение аграрной реформы.

Либеральное движение и социальные слои, на которые оно опиралось, после Манифеста 17 октября питали иллюзии о возможности достижения своих целей мирными, в том числе парламентскими, средствами и выступали вместе с рабочими и крестьянами лишь до осени 1905

Недостаточный размах приняло национально-освободительное движение.

Самодержавие еще сохранило запас прочности.

В целом, социальные, политические противоречия обострились в недостаточной степени, чтобы привести к всенародному восстанию.


Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимость проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.

6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.

В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу I Государственная Дума России. Председателем был избран представитель кадетов, профессор гражданского права С.А.Муромцев. Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 - беспартийным делегатам, 107 - «трудовикам». Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, так как черносотенцы не получили ни одного голоса.

I Государственная Дума просуществовала лишь одну сессию - 72 дня. В различных комиссиях Думы обсуждались многочисленные проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный. Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства («проект 42-х»). Проект 104-х депутатов-трудовиков требовал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования.

Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.

8 июня Николай II распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.

Выборы во II Государственную Думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А.Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно I Думе, кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положениястолыпинской реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, II Дума оказалась еще левее, чем I Дума. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической Фракции, а днем был опубликован указ о роспуске II Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.



Работы которые могут быть Вам интерессными razvitie-shkoli-povedencheskih-nauk-.html

razvitie-shkolnogo-dela-v-pervoj-chetverti-xix-v.html

razvitie-shkolnogo-samoupravleniya.html

razvitie-shkolno-znachimih-psihofiziologicheskih-funkcij.html

razvitie-sili-vidoha-virabotka-pravilnogo-napravleniya-vozdushnoj-strui-po-srednej-linii-yazika.html

razvitie-silovih-kachestv.html

razvitie-silovih-sposobnostej.html

razvitie-silovoj-vinoslivosti.html

razvitie-sintagmaticheskih-svyazej-slov.html

razvitie-sirevoj-bazi-toplivno-energeticheskogo-kompleksa.html

razvitie-sistemi-detskogo-molodezhnogo-i-semejnogo-otdiha.html

razvitie-sistemi-detsko-yunosheskogo-turizma.html

razvitie-sistemi-funkcij-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sovremennih-usloviyah.html

razvitie-sistemi-gosudarstvennoj-statistiki-i-zarozhdenie-ee-metodologicheskih-osnov-pervaya-polovina-30-h-godov-nachalo-60-h-godov-xix-veka.html

razvitie-sistemi-landshaftno-rekreacionnih-territorij.html

razvitie-sistemi-malogo-predprinimatelstva-v-mire.html

razvitie-sistemi-malogo-predprinimatelstva-v-rossii.html

razvitie-sistemi-mmm-2011.html

razvitie-sistemi-nalogooblozheniya-podatej.html

razvitie-sistemi-semejnogo-obrazovaniya-vospitaniya-povishenie-roditelskoj-i-socialnoj-kompetentnosti-semej-s-detmi.html

razvitie-sistemi-taro-v-ordene-zolotoj-zari.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru


Автор:

Дата:

Каталог: Образовательный документ